Календарь сплетника: родилась фаина раневская

Календарь сплетника: родилась фаина раневская

Сегодня мы отмечаем 115 лет со дня рождения одной из величайших актрис XX века — Фаины Георгиевны Раневской. Так и не сыграв ни одной знаковой роли мирового репертуара, она вошла в десятку самых выдающихся актрис столетия, составленную редакционным советом британской энциклопедии Кто есть кто.

Фаина Георгиевна Раневская (урожденная Фаина Гиршевна Фельдман) родилась 27 августа 1896 года в Таганроге. У нее было два брата (один из них умер, когда Фаине было пять лет) и сестра Белла. У них была достаточно состоятельная семья.

Ее отец, Гирша Хаймович, был владельцем фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина и парохода Святой Николай.

Несмотря на, казалось бы, хорошие условия жизни, впоследствии Раневская говорила, что чувствовала себя несчастной и одинокой.

Раневская училась в Таганроге в Мариинской женской гимназии, однако, обучение ей давалось отнюдь не легко. Не было у девочки и друзей. Она стеснялась общаться со сверстниками из-за того, что страдала в детстве от легкого заикания.

Но, как девочка из интеллигентной обеспеченной семьи, обучалась на дому музыке, иностранным языкам, с детства любила читать.

По окончании гимназии Раневская начала заниматься в частной театральной студии А. Ягелло (А.Н. Говберга). Театром и кино Фаина Георгиевна увлеклась еще будучи подростком и хотела быть исключительно актрисой.

Огромное впечатление на нее произвел спектакль Вишневый сад, который она посетила в Московском Художественном театре в 1913 году. У героини пьесы Антона Павловича Чехова и был позаимствован ее псевдоним. Существует красивая легенда, согласно которой юная Фаина однажды шла по улице, и неожиданно у нее из сумочки выпали деньги, которые тут же были подхвачены ветром. Девушка была в восхищении от того, как красиво они летят. Спутник заметил ей, что она в точности, как Раневская.

Так за ней и закрепилась эта фамилия.

Родители Фаины Георгиевны не возражали против того, чтобы их дочь занималась актерским мастерством для себя, но и слышать не хотели о том, чтобы она стала профессиональной актрисой. Поссорившись с родными, девушка в 1915 году переeхала в Москву, где собиралась поступать в театральный институт. Однако, в столице ее постигла неудача: будущую народную артистку не приняли ни в одно из учебных заведений, в которые она поступала.

Однако, Раневской все же улыбнулась удача: к ней с участием отнеслась актриса Гельцер, которая и помогла ей устроиться в Малаховский летний театр, который находится под Москвой. Конечно, никаких серьезных ролей у начинающей актрисы не было — в основном, она появлялась в массовке. Однако, дышать атмосферой театра, быть рядом с выдающимися актерами — это уже было счастьем для Раневской.

Отыграв сезон в Малаховском театре, актриса начинает скитаться по провинциальным театрам таких городов, как Керчь, Феодосия, Кисловодск, Ростов-на-Дону. В Ростове Фаина Георгиевна познакомилась и сдружилась с актрисой Павлой Леонтьевной Вульф, с ней она переживала тяжелые годы Гражданской войны (семья Раневской в это время эмигрировала из России).

Раневская продолжает работать в театрах, однако, нигде надолго не задерживается, переходя из одного в другой. По-настоящему ее влекли именно столичные подмостки. Ее мечта осуществится в 1931 году, когда главный режиссер московского Камерного театра Александр Таиров, после письма Раневской, принимает ее в этот театр.

Первую роль она исполнила в спектакле Патетическая соната.

В 1934 году состоялся дебют Фаины Георгиевны в кино — в драме Пышка Михаила Ромма по новелле Мопассана. Картину ждал большой успех, причем, не только в России, но и за рубежом, чему немало поспособствовал Ромен Роллан, который был в восторге от фильма и, в частности, от Раневской. Тем не менее, вспоминая тяжелые условия, в которых проходили съемки ленты, Фаина Георгиевна не горела желанием вновь сниматься в кино.

Пышка

В 1935 году Раневская переходит в Центральный театр Красной Армии. А спустя еще два года, когда в театре у нее работы не оказалось, согласилась на очередной кинопроект — им стал фильм Дума про казака Голоту (1937 год), в котором актриса сыграла сельскую попадью.

Дума про казака Голоту

В 1939 году Фаину Георгиевну ожидали как успехи, так и неудачи. Ее пригласили в Малый театр, что было для нее огромной честью. Однако, старожилы этого театра оказались категорически против Раневской, в то же время, и дороги назад в театр Красной Армии уже не было.

В итоге, получилось так, что Фаина Георгиевна осталась без работы в театре.

Но зато в 1939 году вышли три фильма с ее участием — Человек в футляре, Ошибка инженера Кочина и прославивший ее Подкидыш — тот самый, где она произносит легендарную фразу Муля, не нервируй меня, ставшую впоследствии ее кошмаром.

Человек в футляре

Подкидыш

Спустя много лет даже Леонид Ильич Брежнев, вручая актрисе Орден Ленина, не удержался, чтобы не сказать:

Муля, не нервируй меня!

Фаина Георгиевна не растерялась и озадачила его в ответ:

Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!

В 1940 году Раневская снимается в картине Михаила Ромма Мечта. Работу с этим великим режиссером Фаина Георгиевна впоследствии вспоминала как огромнейшее счастье.

Мечта

Когда началась война, Раневская отправилась в Ташкент, где она пробыла до 1943 года. Вернувшись в Москву, она начала работать в Театре драмы (в настоящее время — театр имени Владимира Маяковского).

Она продолжала регулярно сниматься в кино. Каждая ее роль была неповторима, многие из фильмов, в которых она снималась, вошли в золотой фонд кино. Среди наиболее известных картин с Раневский — Свадьба (1944 год) по одноименному водевилю Антона Павловича Чехова, Золушка (1947 год), где Фаина Георгиевна всем нам запомнилась в роли злой, но невероятно обаятельной мачехи, знаменитая лирическая комедия Григория Александрова Весна (1947 год), где ее партнершей была Любовь Орлова.

Свадьба

Весна

Золушка

В 1949 году Раневская переходит в театр имени Моссовета. Репертуар этого театра в то время был скучнейший. Когда Фаине Георгиевне досталась эпизодическая роль в пьесе Шторм, она ее полностью переписала. Результат был настолько фееричным, что даже сам драматург был в восторге и попросил оставить именно этот вариант. На спектаклях Раневская настолько блестяще играла свой эпизод, что затмевала главных героев.

Из-за этого Фаину Георгиевну, в итоге, лишили роли, а в 1955 году она перешла в театр Пушкина (бывший Камерный), где когда-то начинала. Однако, и отсюда она в 1963 году ушла, и, в итоге, вернулась в театр Моссовета, где и будет играть до конца дней.

О театре Фаина Георгиевна как-то сказала:

В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части.

Фаина Георгиевна была наделена непревзойденным талантом, но в любви ей не везло категорически. Замуж она так и не вышла, всю жизнь чувствовала себя одинокой. Она с горечью замечала:

Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной…

Как много любви, а в аптеку сходить некому.

Какое-то время, в начале 1960-х годов, она жила вместе со своей сестрой Беллой, однако, вскоре у той обнаружился рак, и в 1963 году она скончалась.

От реальности Раневская спасалась работой и потрясающим умением во всем видеть смешное. Не менее, чем ролями, Фаина Георгиевна прославилась своими многочисленными афоризмами, многие из которых уже стали практически народным фольклором.

Раневская прожила долгую жизнь. Однако, по ее собственным словам, не успела сделать и 99 процентов из того, что могла бы. Ее талант был безграничен, однако, ей выпало не так много ролей, где она могла бы его в полной мере проявить. Она жила своими ролями:

Я не признаю слова играть. Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене нужно жить.

Фаина Георгиевна тяжело переживала старость. За год до смерти она отказалась от сцены:

Старость — вещь страшная. Болят все мои косточки. Очень устала, очень. Восемьдесят семь лет!

Я не Яблочкина, чтобы играть до 100 лет. Нет, больше на сцену не выйду!

Раневская скончалась 19 июля 1984 года в возрасте 87 лет. Она была похоронена в Москве на Новом Донском кладбище. И по сей день почитатели таланта актрисы приносят на ее могилу цветы.

открытие памятника Раневской в Таганроге

дом Фаины Раневской в Таганроге

115 лет со дня рождения Фаины Раневской

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: