«Синие ночи» под красным фонарем
Только что завершившаяся демонстрация телесериала о буднях пионерского лагеря в предолимпийское лето 1979 года убедительно показывает, что воинствующий идиотизм современного кинематографа проявляется не только в фильмах о Великой Отечественной войне. Там, например, из блокадного Ленинграда милиционерша может запросто позвонить иностранцу в Москву и сказать, что завтра открывается Дорога Жизни и тогда же оный иностранец должен встретить свою любимую на берегу Ладожского озера.
Мысль о том, что за этакий междугородний звоночек об открытии важнейшей стратегической дороги следовало бы по всем законам военного времени расстрелять всех к нему причастных, творцам киношедевра в голову не приходила. Но режиссер Давид Ткебучава и авторы сценария Вадим Шмелёв и Рауф Кубаев сумели снять нечто не менее выдающееся о временах совсем недавних, которые значительная часть населения нашей страны прекрасно помнит.
Главными персонажами фильма являются Три Деревенских Хулигана. Соловей-Разбойник в свое время засел возле стольного града Киева, не пропуская ни конного, ни пешего. Гадкая же деревенская троица пропускает в пионерлагерь «Конструктор» имени Павлика Морозова и конного, и пешего, подстерегая исключительно пионервожатую Наташу.
Обесчестить именно её и никого другого – главная жизненная цель Трех Деревенских Хулиганов.
Первую неудачную попытку они предприняли в первой серии, а последнюю – соответственно в двенадцатой. Если киевлян от Соловьиной блокады спасал Илья Муромец, то Наташину честь от первой до последней серии блюдет Физрук. У него есть проблема – его выгнали из сборной СССР за судимость и теперь, чтобы восстановиться, ему необходимо получить волшебной силы бумажку – Положительную Характеристику из пионерского лагеря.
По мнению творцов сериала, бумажонка сия обладала в 1979 году поистине волшебной силой и позволяла ее счастливому обладателю полностью реабилитироваться. Суешь ее в нос спортивному начальству – и весь потрясенный Спорткомитет начинает умолять: «Вернись в команду!».
В лагере же всю смену кто-то упорно подмешивает в пищу обслуживающему персоналу лошадиные дозы афродизиака. Нет, конечно, в каждом пионерском лагере было то, что неизбежно происходит между взрослыми, а особенно молодыми людьми, да на летней природе. Но то, что творится в «Конструкторе», — просто «дас ист фантастиш».
Погрешить сюда приезжает Партработник, заодно привозит и сына – вроде бы навестить невесту. Но пока папенька очаровывает местную старшую воспитательницу, его сынок успевает «окучить» трех девиц (включая невесту бывшую и невесту нынешнюю). Для его полного сексуального счастья в лагере живет и бывшая невеста физрука, приехавшая вроде бы его навестить, но ставшая третьей подругой любвеобильного юноши.
Смена ещё только началась, но упомнить кто, когда и с кем, решительно невозможно. Только что Старшая Воспитательница грешила с Аккордеонистом (редкая сволочь), и уже успела переключиться на Партработника. А уж вожатые и Медсестра (причем прямо в медпункте) что творят… Участники заурядной собачьей свадьбы, застенчиво поджав хвосты, убежали бы от этакого безобразия.
С отеческой улыбкой за этими античными забавами наблюдает загадочный человек Марк Ефимович. Сорок лет человек в пионерском лагере работает, а пятнадцать лет – его возглавляет, и наплевать ему решительно на весь бардак, который творится во вверенном ему детском учреждении. Пока взрослые активно осваивают «Камасутру», один ребёночек чуть не сгорел заживо, убежав в лес из лагеря. Из лагеря вообще дети бегают, кто во что горазд. И вход в лагерь, в свою очередь, практически свободный.
Три Деревенских Хулигана чувствуют себя там как дома, когда им надоедает в лесу дожидаться очередного появления вожатой Наташи. Великовозрастные хулиганы заходят туда просто на огонек и активно пытаются завязать драку. Причем, о выдворении их с помощью, например, милиции, даже речи не идёт.
Один из самых феноменальных пофигистов отечественного кино – Марк Ефимович хранит при этом олимпийское спокойствие, вяло уговаривая их уйти. Ну, просто старичок из «Белого солнца пустыни» – «давно здесь сидит».
В свое время в армии автору этих строк довелось видеть воинов, увлекавшихся использованием сапожной мази в качестве наркотика. Не буду раскрывать секретов ее применения. Скажу только, что ее потребители, невзирая на разницу в возрасте, превращались в абсолютных Марков Ефимовичей – им тоже все было глубоко «по барабану». Помимо всего прочего, сверхопытный Марк Ефимович каким-то образом умудряется не замечать, что детишек, коих он так любит, бессовестно обворовывает шеф-повар.
Воровство организовано самым идиотским из всех мыслимых способов – похищенные продукты сбываются в близлежащий сельский магазинчик.
Заезжему Ревизору достаточно всего лишь зайти в этот магазинчик и купить краденые конфеты. Правда, понять, как он догадался, что они краденые – невозможно. Впрочем, Ревизор считает, что ему совсем не нужно для уличения вора проводить какие-то дурацкие проверки продуктов, размеров порций в столовой и другие действия, а также составлять на месте необходимые документы, уличающие вора.
Он с космической серьезностью объясняет, что сначала он уедет из лагеря, а потом уж акт напишет. О том, что сей «документ», состряпанный после отъезда из ревизуемого объекта и без необходимых подписей, будет филькиной грамотой, Ревизор почему-то не знает. Объяснение такой потере памяти может быть только одно – его тоже поразил сексуальный вирус, бушующий в лагере.
Он начинает знакомиться всё с той же неотразимой вожатой Наташей, приглашая ее вечером к себе и, как принято в «Конструкторе», порываясь ее безуспешно изнасиловать.
В последней серии происходит развязка. Три Деревенских Хулигана, уже устав дожидаться вожатую Наташу, наконец, встретили её в лесу. Ночью, сбежав из лагеря, она сумела безошибочно разыскать своих потенциальных насильников. И вновь её спасает физрук, которому это занятие не осточертело за все 12 серий.
Охотясь за супердокументом – Положительной Характеристикой из пионерского лагеря, он как-то сдерживал до сих пор свой пыл, и почти не бил плохих людей, попадавшихся ему за время смены. Но, видимо, к 12-й серии он осознал, что предъявление справки из «Конструктора» вряд ли подействует на тренеров сборной.
Эти люди и более серьезные бумажки видывали. А «развязавшись», физрук решает оторваться по полной программе. Для начала молотит противного Аккордеониста, затем (более длительно) сексуально озабоченного Ревизора, и наконец-то, Трех Деревенских Хулиганов.
Поскольку бить их ему смертельно надоело еще с первой серии, для разнообразия он решил еще пострелять по бутылке, которую держит один из Хулиганов. Посреди всего этого веселья у Марка Ефимовича кончается любимая им сапожная мазь, и он потихоньку начинает восстанавливать жизненную активность, объясняя Ревизору, как он омерзителен, разоблачая воровство в столовой.
И мы еще смеем издеваться над голливудскими поделками на советские темы? Подумаешь, например, у американцев советский генерал комсомольский значок носит. Ну и что?
Зато он характеристику из пионерского лагеря не считает аргументом для сборной СССР и документы о ревизии задним числом писать не собирается.
Максим Купинов