Звезда «нелюбви» алексей розин: «фильмы андрея звягинцева касаются каждого из нас»
Вчера в российский прокат вышла «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, получившая приз жюри на минувшем Каннском кинофестивале. Одну из главных ролей в фильме сыграл Алексей Розин. Он уже появлялся в эпизодах в «Левиафане» и «Елене» Звягинцева, а также снимался в сериалах «Чужой среди своих», «Кремлевские курсанты» и «Черкизона». Кроме того, Алексей Розин четыре года прослужил в РАМТе, а сейчас преподает актерское мастерство в Школе-студии МХАТ и ставит свои спектакли.
Мы поговорили с актером о Каннах, работе со Звягинцевым и о том, снимет ли автор «Левиафана» когда-нибудь комедию.
– Алексей, в этом году Вы впервые были в Каннах. Какие впечатления остались от фестиваля? Удалось что-то посмотреть?
– Каннский кинофестиваль – это грандиозный праздник кино, в чем-то очень похожий на карнавал. Одни выставляют себя, другие охотятся за теми, кто выставляет себя. Вокруг царит соревновательная атмосфера. Все это очень интересно.
Я сам, как и все, слежу за фестивальной жизнью, особенно когда в конкурсе принимают участия мои друзья или знакомые. Но посмотреть, к сожалению, ничего не удалось. Поездка была очень короткой, мы были там всего два дня, и они были полностью расписаны.
– Вы рассчитывали на главный приз для фильма «Нелюбовь»?
– Конечно, очень хотелось, чтобы это состоялось. Но все равно, как говорил Карлсон, – не в пирогах счастье. Лично для меня важно, чтобы «Нелюбовь» дошла до зрителя и произвела тот эффект, который в нее заложили создатели: чтобы в мире стало больше добра и любви.
Алексей Розин в фильме «Нелюбовь»
– По-вашему, «Нелюбовь» будет понятна не только российскому зрителю?
– Абсолютно убежден в этом. Я считаю, «Нелюбовь» – интернациональная картина и тема ее касается каждого человека в отдельности. Российский же контекст фильма – естественная вещь. Мы живем в России, режиссер живет в России, актеры и т.д. Точно также действие фильмов про супергероев всегда происходит в Америке, поскольку их создатели живут в этих реалиях.
Задачей искусства, в частности визуального, является, прежде всего, осмысление сегодняшнего дня, постараться уловить и осмыслить то, что происходит за окном, с нами. Именно это и создает контекст. Я думаю, не стоит рассматривать фильм Звягинцева как критику или похвалу России.
Это человеческая история — про землян, если можно так сказать.
– Это Ваш третий совместный проект с Андреем Звягинцевым. Что Вас привлекает в работе с ним?
– Думаю, это скорее вопрос к нему, чем я его привлекаю. Я точно так же, как и все актеры, проходил пробы, и никаких преференций в этом отношении у меня не было. Я благодарен судьбе, что выбор режиссера остановился именно на мне.
А как актер, со своей стороны, я могу сказать, что с режиссером Звягинцевым очень комфортно работать. Тут не в последнюю очередь влияет и то, что он имеет актерское образование и хорошо понимает, как устроена работа актера. Андрей ставит задачи таким образом, что они становятся понятными, и мне не приходится выдумывать лишнего.
Алексей Розин в фильме «Нелюбовь»
– Вы и сами преподаете актерское мастерство в Школе-студии МХАТ. Рождались ли споры по поводу Вашего персонажа с режиссером?
– Споры – не совсем корректное слово. У режиссера есть свое видение, и конкретно у Звягинцева есть очень четкое представление того, что он хочет получить в результате. Поэтому здесь моя задача как актера не предложить какие-то новые варианты, а услышать режиссера и стать инструментом его высказывания. Все это достигается за счет достаточно подробного и внятного разбора.
Это не споры, а рассуждение, понимание того, о чем мы в данную секунду говорим, какие темы поднимает картина вообще и роль в частности.
Была, впрочем, одна сложность лично для меня. Мне хотелось, чтобы в некоторых сценах мой персонаж сильнее, темпераментнее выражал себя. Но Андрей всегда останавливал меня и говорил: «Поверь, здесь этого не надо».
Хочу добавить, что Звягинцев такой режиссер, которому нужно доверять. Он точно знает, куда он ведет.
– Центральный сюжет картины – семейный конфликт. В своей жизни Вы встречались с чем-то подобным? Насколько, по-вашему, правдоподобна эта история?
– Да, конечно. Но нужно понимать, что это художественное произведение, здесь все доведено до максимума. И когда зритель посмотрит картину, он поймет, о чем я говорю. Вся эта трагедия складывается из обыкновенных будничных проявлений. Типичных ситуации и поведенческих конструкций. Мы не задумываемся, как наше бытовое поведение сказывается на жизни наших близких.
Мы можем грубо ответить, быть невнимательными друг к другу. Как правило, мы никогда не вкладываем какого-то злого умысла в свои слова. Мы можем сказать «чтоб ты сдох», но не потому что действительно этого желаем.
Однако из таких вещей и складывается эта нелюбовь, это негативное поле, в котором и гибнет человек.
На мой взгляд, фильмы Звягинцева тем и интересны, что они вводят зрителя в некое медитативное состояние. Режиссер, кажется, ведет тебя по сюжету, а в случае «Нелюбви» по очень простому сюжету, как вдруг, неожиданно для себя, ты оказываешься, будто в пещере, один на один с собой. Там, где ответы могут быть максимально честными, какими бы неприглядными они не оказались.
И это самое ценное впечатление, которое производит этот фильм.
Алексей Розин с супругой на московской премьере фильма «Нелюбовь»
– Вы бы показали этот фильм своим детям?
– Обязательно. Я думаю, что произведения такого рода, как картины Звягинцева, который из фильма в фильм не боится быть неугодным зрителю, не идет по пути развлечения, а предлагает сложные темы для размышления, необходимо показывать. Только на таком материале с человеком происходит что-то по-настоящему важное. Я не имею в виду, что не надо смеяться или развлекаться.
Я сам очень люблю жанровое кино, иронию и юмор.
– Вы можете представить, что Звягинцев мог бы снять комедию?
– Я мечтаю о том, чтобы он снял жанровое или костюмное кино. Думаю, это будет интересно. Насчет комедии не уверен. Хотя он человек с огромным чувством юмора, очень самоироничный.
С другой стороны, возможно, это наша особенность и примета нашего времени, и это тоже интернациональная проблема: мы все стремимся к развлечениям, но нужно время от времени останавливаться и думать о чем-то высоком.
Алексей Розин на фотоколле фильма «Нелюбовь» на юбилейном, 70-м Каннском кинофестивале
– Фильмы Звягинцева часто называют пессимистичными. Вы согласны с этим?
– Я не считаю, что это пессимизм. Можно ли назвать пессимистичным жанром трагедию? Ведь там все плохо кончается.
Пессимизм, на мой взгляд, это когда ты после просмотра или прочтения чего-либо остаешься тем же, кем ты и был. А если с помощью этого произведения ты начинаешь осознавать, где ты ошибся, в какую сторону нужно меняться, – это по-настоящему ценно. Это и есть цель искусства.
– Какое, по-вашему, кино нужно снимать в России сегодня?
– Я думаю, что фильмы нужно снимать разные. И при этом не боятся экспериментировать в сторону техники, развития жанров. Но не нужно и бросаться в крайности. Не нужно терять свою национальную идентичность. Сильной стороной русского искусства всегда была философия и размышления.
И просто взять и отказаться от этого невозможно.
Алексей Розин, Андрей Звягинцев и Марьяна Спивак на премьере фильма «Нелюбовь» на юбилейном, 70-м Каннском кинофестивале
– У Вас есть опыт постановки театральных спектаклей. Не хотели бы однажды поставить фильм?
– Время от времени такие мысли возникают, но пока я до этого не дорос. Это очень сложный для меня процесс, гораздо более сложный, чем театр. Для меня разница между театром и кино заключается в том, что в театре я имею дело с живой тканью.
У меня есть много времени на то, чтобы подготовиться к выходу на сцену. Когда спектакль выходит к зрителю – он остается живым, происходит здесь и сейчас. В этом невероятная ценность, уникальность и кайф, что сегодняшний спектакль не будет таким же, как вчерашний или завтрашний. Никогда он не повторится. Все равно он, так или иначе, будет другим.
А кино это раз и навсегда, больше ничего не изменишь.
Смотрите фильм «Нелюбовь» в кино с 1 июня 2017 года.