В кино на этой неделе: серьезный разговор об иррациональном в «оно» и «квадрате», а также комедии «в гостях у элис» и «удача логана»
На этой неделе основной темой в кино стали иррациональные страхи. О них сразу в двух новинках — фильме «Оно» по одноименному роману Стивена Кинга и в шведской драме «Квадрат». С первого взгляда такие разные картины объединяет наличие персонажей, охотящихся за человеческими слабостями и обнажающих все людские душевные травмы.
Об этих и других новинках на широком экране мы расскажем в нашем обзоре.
«В гостях у Элис»
Сюжет, в общем-то, не новый: 40-летняя женщина влюбляется в юношу. Отношения «мужчины-апреля с дамой-сентябрем» легли в основу многих фильмов — взять хотя бы «Доказательство» 2004 года выхода с Гвинет Пэлтроу и Энтони Хопкиносом, «Поклонника» 2014 года с Дженнифер Лопез и Райаном Гузманом, «Страсти Дон Жуана» с Джозефом Городоном-Левиттом, Скарлетт Йоханссон и Джулианной Мур.
Даже многопластовая и эстетская драма Стивена Долдри «Чтец» идет по острию ножа, затрагивая тему любви между взрослой женщиной и совсем уж подростком. Продолжение этого списка затянется надолго, как добрая партия в преферанс.
Да и в жизни истории любви молодого мужчины и дамы постарше совсем не редкость. Так что же получается, «В гостях у Элис» — пережеванная жвачка? Может, гораздо интереснее следить за светской хроникой и, к примеру, за отношениями французского президента Эмманюэля Макрона с женой Брижит, которая, на минуточку, старше своего супруга почти на четверть века?
Кадр из комедии «В гостях у Элис»
Нет, мы все же не рекомендуем сбрасывать фильм «В гостях у Элис» со счетов, ведь в нем играет неподражаемая Риз Уизерспун — зрелая, но не утратившая легкости и харизмы «блондинка в законе». По сюжету главной героине фильма исполняется 40 лет, но в свой день рождения именинница не прочь отпустить себя и закатить вечеринку, будто бы она разменяла всего-навсего третий десяток. На празднике разведенная мать двух дочерей знакомится с тремя парнями.
Ну а дальше всё как в песне: «А мы такой компанией возьмем, да и припремся к Элис!» Сердобольная мама пускает молодых кинематографистов, мечтающих покорить Голливуд, к себе домой, пока они не покорили хоть какого-то мало-мальски приличного работодателя и не встали на ноги. Что из этого выйдет, зритель может догадаться, но все же стоит прийти в кинотеатры ради искрометного юмора и позитивной атмосферы.
«Оно»
Название фильма загадочное и мистическое: за местоимением «оно» может скрываться всё что угодно. Сразу понятно даже тем, кто не читал одноименный культовый роман Стивена Кинга 1986 года, что главным антагонистом хоррора будет не какой-нибудь там психопат, коих пруд пруди, а что-то похлеще: жуткий монстр или просто само абстрактное Зло. И интрига в том, что противостоять ему будут не бойцы спецназа, подготовленные физически и психологически, а обычные дети.
Фильм «Оно» как раз из тех, которые вызывают коулрофобию — патологическую боязнь клоунов. Шутка ли, но представители радостной и веселой профессии даже взбунтовались против выхода хоррора на экраны: как же так, ужастик, мол, дискредитирует их ремесло! Хотя, надо сказать, клоун Пеннивайз (его сыграл шведский актер Билл Скарсгард) выглядит обычным аниматором с утренника (у которого, правда, есть что-то от Мэрилина Мэнсона и участников группы Kiss).
Если «встречать по одежке», то даже Джокер из вселенной DC внушает больше страха, хотя ему особый шарм придает, конечно, не столько внешний вид, сколько зловещий смех.
Кадр из фильма «Оно»
Честно сказать, идти на фильм «Оно» и впрямь страшно. Но не в смысле того, что нервы щекочет (хотя и это тоже!), а в смысле опасений за качество экранизации. Во-первых, фильм «Оно» — ремейк одноименной картины 1990 года режиссера Томми Ли Уоллеса с Тимом Карри в роли Пеннивайза, а она стала поистине культовой. На такое позариться мог только отчаянный режиссер. А постановщиком новой картины стал дебютант Андрес Мускетти, снявший до этого только один полный метр — ужастик «Мама» в 2013 году.
Во-вторых, последняя сверхожидаемая экранизация Стивена Кинга — «Темная башня» с Идрисом Эльбой и Мэттью МакКонаххи — оказалась провальной: критики разнесли фантастический боевик в щепки. С этим фильмом получилось прямо по Шекспиру: много шума из ничего.
«Удача Логана»
«Джимми, ничего личного… Ты уволен», — говорит босс герою Ченнинга Татума. Неприятно, но что ж теперь — сопли на кулак наматывать? Типичная киношная ситуация: неудача становится отправной точкой для гениального плана.
Потерявший работу мужчина вместе с братом Клайдом (имя как раз под стать грабителю — неужели создатели комедии удочку отсылок к «Бонни и Клайду» забрасывают?!) решает пуститься в авантюру и совершить ограбление века. Для этого нужно выбрать мероприятие помасштабнее, когда народ будет максимально завлечен, развлечен и отвлечен. Автогонки!
Как раз во время праздника крутых виражей, визга колес и дрифта кто-то лишится целого состояния.
Самый интересный персонаж фильма, пожалуй, взломщик Джо, к услугам которого прибегнут жаждущие озолотиться братья. Ведь сыграет мошенника Дэниел Крэйг, который сумел создать настоящую интригу из своего появления в 25-м фильме бондианы. Статный, подтянутый Джеймс Бонд, разбиватель сердец — таким мы привыкли видеть культового актера.
А вот в фильме «Удача Логана» Крэйг предстанет в образе зека: роба, тюремный сленг, наколки — все дела. Да еще и блондин!
Читайте подробнее в нашей рецензии.
Дэниел Крэйг в фильме «Удача Логана»
«Квадрат»
Вот это совсем не попкорн, и на этот фильм идти, чтобы целоваться на задних рядах в кинотеатре, не стоит. Шведский «Квадрат» по-настоящему калорийная пища для ума, недаром что «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах получил. Даже по стилистике концепт-арта к фильму ясно, что это «орешек» удастся раскусить далеко не всем. На постере один лишь белый контур квадрата на черном фоне. Привет Малевичу?
Вполне возможно, ведь и речь в фильме будет идти о кураторе стокгольмского музея современного искусства.
Главный герой — модник и экзальте, как любили говорить русские классики. Он весь в искусстве, высоких материях. Такому до простого люда — как поэту до опостылевшего быта.
Спуститься с небес на землю героя, привыкшего ездить на «Тесле» и общаться в узких кругах избранных, заставляет столкновение с суровой реальностью: у творческого человека крадут бумажник и мобильный телефон.
Кадр из фильма «Квадрат»
Еще одна проблема, которая затронута в фильме, — где грань между искусством и реальностью. Один из героев, участник перформанса, настолько вживается в роль, что дело доходит до безумия. Актер врывается на светский раут в образе гориллы и готов учинить настоящий беспредел: он, как кровожадный жищник, охотится на тех, кто испытывает страх.
Только вот как на месте гостей светского мероприятия сохранить самообладание?
Читайте подробнее в нашей рецензии.
«Брюс Ли: Рождение дракона»
Брюс Ли стал одним из тех крутышек в киноиндустрии, по чьей биографии уже снимают фильмы. Тернистый путь к славе, которая в итоге приходит, но с кровью и потом — отличная завязка для драмы: здесь есть где разгуляться перу сценариста в плане глубокого психологизма. Сколько есть художественных средств и приемов, чтобы показать радость побед и горечь поражений.
Но, увы, не в этот раз. Просто на одном имени Брюса Ли далеко не уедешь, да и традиционный маркетинговый ход «основано на реальных событиях» — не гарантия качества. Здесь видно, что фильм «тянет-потянет, но вытянуть не может»: каменные лица, много драк, какая-то серая картинка — перед нами точно не шедевр.
Не видно характеров, нет борьбы. Не той, что на ринге, а внутреннего противостояния с самим собой, со своими страхами и слабостями.
Конечно, для любителей Брюса Ли, кунг-фу и Гонконга этот фильм — must see. Но все же история становления мастера боевого искусства гораздо убедительнее представлена в анимационном фильме «Кунг-фу Панда» режиссеров Марка Осборна и Джона Стивенсона, наполненном юмором, увлекательными приключениями, милыми и забавными героями. В общем, это случай, когда мультик по всем фронтам уделал игровое кино.
Кадр из фильма «Брюс Ли: Рождение дракона»