Станислав говорухин: «все мои фильмы всегда ругали»
Режиссер закончил работать над фильмом Weekend еще год назад. Но до больших экранов картина добралась только сейчас. Таким образом с момента выхода последнего фильма Говорухина «В стиле jazz» прошло уже четыре года. И вот наконец в широкий прокат выходит новая работа режиссера: Weekend c Максимом Матвеевым, Екатериной Гусевой, Александром Домогаровым, Виктором Сухоруковым и Юлией Пересильд в прокате уже сегодня.
Накануне Станислав Сергеевич Говорухин в рамках пресс-конференции рассказал, о чем его фильм, почему он не следит за отзывами кинокритиков и что снимает сейчас.
О чем кино и почему оно черно-белое
— Я поставил себе задачу снять увлекательный фильм, во время просмотра которого никому бы не захотелось, скажем, выйти в туалет или достать телефон и посмотреть, сколько осталось времени терпеть. Как правило, я, работая и над другими фильмами, ставлю перед собой только такую задачу. А уже потом зритель находит какие-то смыслы и объясняет их режиссеру.
Фильм черно-белый, потому что снят в стиле нуар. Был такой знаменитый стиль в конце 50-х — начале 60-х. Особенно его любила французская и американская кинематография.
У французов это были фильмы с Ивом Монтаном, Жаном Габеном, Аленом Делоном. В этом стиле снят и мой Weekend, — объясняет свою задумку режиссер.
О героине Юлии Пересильд
— Я сразу писал в сценарии, что героиню зовут Инга, и думал, что это будет прибалтийская девушка, немного стерва. Примерно так и получилось на экране. Акцент у нее эстонский, хотя сама Юлия Пересильд из Пскова.
Хотел было при монтаже ее роль сократить, но рука не поднялась: Пересильд, на мой взгляд, такая красавица, — пошутил Станислав Сергеевич.
О критике
— Честно говоря, раньше я следил за отзывами критиков. Но поскольку все до одного мои фильмы они ругали, я постепенно потерял интерес к этому. Чтение рецензий перестало доставлять мне удовольствие.
Потом пропала и привычка их читать, — признался Говорухин.
Об английском названии российского фильма
— Я вот недавно посмотрел фильм «Велкам хом». Ужасно по-русски звучит название! Ну вот есть слова, которые в русской транскрипции некрасиво выглядят. Лично я на месте прокатчиков сделал бы одинакового размера и русское, и английское название моего фильма.
Но люди наверняка будут придираться и говорить об этом, — сказал режиссер.
О проверке временем
— Вообще о фильме надо судить через 20–30 лет. Как сегодня мы можем судить о таких фильмах, как «Летят журавли», «Я шагаю по Москве» и т. д. Все фильмы мои ругали: «Ворошиловский стрелок» размазали, над «Благословите женщину» издевались так, как и нельзя себе представить. Сколько лет прошло?
А пройдет еще с десяток, и они станут еще лучше. Время все ставит на свои места, — поделился Станислав Сергеевич своим мнением.
О своем новом проекте
— Я написал сценарий по мотивам произведений Сергея Довлатова. В основу легла книга «Компромисс». Эта картина о журналисте, совсем не похожем на самого Довлатова, но со схожей судьбой.
Дело происходит в Таллине. Довлатов там был году в 74–76-м. В фильме же действие происходит в 60-е годы.
Собственно, начинается фильм с того дня, когда американцы полетели на Луну, — 21 июля 1969 года. Это совершенно очевидный конец оттепели.
Фильм называется «Конец прекрасной эпохи». О прекрасной эпохе писали и Довлатов, и Бродский. У Бродского есть стихотворение «Конец прекрасной эпохи», у Довлатова — статья с таким же названием. Они оба — и поэт, и писатель — подразумевали под прекрасной эпохой те полтора десятилетия, которые надо отсчитывать от XX Съезда партии в 1956 году и примерно до ввода войск в Чехословакию.
В этот период откуда ни возьмись появилась потрясающая литература, которую и сегодня я перечитываю бесконечно. Это и городская проза, ярким представителем которой был Юрий Трифонов, и «деревенщики» Распутин, Белов, Астафьев, Абрамов, и потрясающая плеяда поэтов: Евтушенко, Рождественский, Ахмадулина, Вознесенский, Окуджава, Высоцкий. В это время появились многие театры: «Современник», Театр на Таганке, товстоноговский БДТ.
Первый спутник, человек в космосе… Тогдашняя атмосфера напоминала ту, которую описал Пушкин: которая царила в обществе после окончательной победы над Наполеоном в 1815 году.
В моем фильме дело происходит в 1969 году. Хотя тогда был уже, безусловно, конец прекрасной эпохи. Прекрасной — немного с иронией, понимая, что в то же самое время был Новочеркасск, был Будапешт, берлинское восстание, преследование Ахматовой и прочее. Вот о чем я снимал свой фильм: о той атмосфере, которая царила в обществе в 1969-м. Фильм на больших экранах ожидаю очень нескоро.
Если со дня окончания работы на картиной Weekend прошел год, то в случае с «Концом прекрасной эпохи» может и три-четыре года пройти.
Смотрите фильм Weekend в кино с 16 октября.