Леонид парфенов рассказал spletnik.ru о новом проекте парфенон
Леонид Парфенов
В последний раз Леонида Парфенова показывали на федеральном телевидении в 2012 году. После участия тележурналиста в протестном движении 2011-2012 годов все его эфирные проекты были закрыты. К радости телезрителя, в июне 2014 года поздно вечером на Первом канале все же показали масштабную работу студии Намедни — фильм Цвет нации о фотографе и изобретателе цветного изображения Сергее Прокудине-Горском.
С тех пор все работы документалиста Парфенова переехали на YouTube и на большие экраны отдельных кинотеатров. И если документалист Парфенов был для зрителей в более-менее свободном доступе, то Парфенов-тележурналист, казалось, безвозвратно исчез. А зрители по нему скучали И вот в середине февраля Парфенов наконец появился на YouTube с собственным проектом Парфенон.
Появление это, надо сказать, своевременное — как раз в тот момент, когда взрослая аудитория все чаще отказывается от телесмотрения в пользу интернета, а видеоконтента для категории 30 плюс не так много. Парфенон — это ни разу не Намедни: Парфенов снимает себя на телефон, пьет вино в кадре и вместо микрофона использует обычную гарнитуру. Но все, по чему зритель так соскучился, — парфеновский стиль, прекрасный русский язык, стихи, даты, события, люди, явления — все это в Парфеноне есть.
SPLETNIK.RU коротко поговорил с Леонидом о его новом проекте.
Какой глагол вы выберете, чтобы описать свой приход в Youtube? Парфенов дорос, снизошел, заигрывает, сподобился до личного блога?
Все проще: вот и так могу. Это тип устной журналистики, который прежде слышал почти только режиссер наших больших документальных фильмов Сергей Нурмамед. Я ему примерно так под вино рассказываю эпизоды будущего сценария.
То есть теперь мы за кухонным Парфеновым как бы подглядываем и подслушиваем =) Еще в конце 2017 года, обсуждая с Познером и Дудем новую медиареальность и медленную, но верную смерть телевизионных форматов, вы с опаской говорили о собственном контенте на YouTube. Как и когда было принято решение запустить Парфенон? И как формируется повестка вашего блога?
Меня журналист Андрей Лошак знакомил с разными YouTube-продюсерами. После новогодних каникул я окончательно договорился с Ильей Овчаренко. А повестка простая — что на неделе было со мной из того, чем можно поделиться в публичном пространстве. Не только события, внешние впечатления, а и про что думал, что вспоминал по какому-то поводу.
И вино недели — я с самого начала его представлял непременным атрибутом. Это же все видно — чего, собственно, спрашивать?
Много ли пишете дублей? Кто-то вам помогает?
Мне нужно предварительно проговорить обдуманный эпизод вслух, чтобы услышать, как он звучит. Это, в общем, вся подготовка к ведению — знать, что хочу сказать, как я это артикулирую. Я не собираю мастер, выражаясь телевизионным языком, то есть видео всего выпуска. Снимаю куски и выкладываю для коллег в Telegram, а потом корректирую их монтаж. Второй и третий выпуски из Америки полностью снимал сам. И это было довольно канительно.
В Москве ведение снимает Артур Ли, я на селфи-стик — палку японского туриста — делаю свои стендапы.
Парфенон специально делается на коленке? Парфенов, интервьюирующий гостей даже не с помощью микрофона, а через наушник? Это позерство или позиция?
Мне кажется, так органичнее. Документальных блокбастеров я много снял. И надеюсь, еще сниму.
В блоге такого размаха быть не может, ну и зачем тогда силиться, изображая из себя Центральное телевидение СССР? Когда я на выезде, все равно сниму коряво и любые прочие усилия тогда насмарку? Так что остается дефект превращать в эффект — одно из главных моих правил вообще.
Это на коленке не из-за убожества, а потому что такая тут эстетика.
Есть ли отзывы коллег-телевизионщиков? Они же наверняка смотрели Парфенон. Ругали? Хвалили?
Нет особых отзывов. Ну заметили, кто-то похвалил за что-то, а так я резонанса в телесреде не почувствовал. Да я и мало с кем общаюсь.
Какие у вас ощущения от аудитории YouTube? Вы привыкли к такой быстрой обратной связи?
Конечно, приятно читать, что эти ролики кому-то нужны, что кто-то специально покупает вино, чтобы смотреть с бокалом очередной Парфенон. Но наши фильмы все на YouTube, их тоже комментируют — примерно так же. В блоге, конечно, ответная реакция гораздо быстрее, и это ценно, получается вполне себе диалог.
Новый формат явно приносит вам удовольствие. Какие эмоции от успеха Парфенона?
Успех? Я в нем совсем не уверен. Пока блог съел почти все мое свободное время, и я занят им в ущерб новому тому Намедни про 1920-е годы, который только начал писать. Формат с покушением на тележурнал, который сложился, оказался довольно затратным по времени и силам.
Я, конечно, стараюсь вести его поинтереснее и поразнообразнее, что только увеличивает эти затраты. Но теперь уже ничего не поделаешь.