«Ленинград 46»: смотреть обязательно
Здравствуйте, терпеливые телезрители! Хотела сначала обрушиться на передачу Елены Малышевой, давно эпатирующую своим творчеством стройные ряды россиян, то обучая их правильному сидению на горшке, то посвящая нас в тайны обрезания и суетной жизни подвижных сперматозоидов. Последний ее пассаж изумил самых любознательных и толстокожих: про то, как одеваться, чтобы не сразу сгореть при авиакатастрофе.
Это при том, что только что упал самолет в Ростове-на-Дону, не долетел осенью египетский рейс, взорвавшись над Синаем, чудом уцелел севший на брюхо борт в Астане… А нам с экрана предлагают не наедаться шибко перед полетом, чтобы при падении с высоты не забрызгать соседей содержимым желудков, и лететь в шелках, потому что они горят медленнее. Приличных слов для критики этого кощунства в моем лексиконе мало — на колонку не хватит. «Не забудьте выключить телевизор!» — разве что хочется пожелать.
А отзовусь я сегодня, пожалуй, на сериал «Ленинград 46», который пропустила во время его премьерного показа по НТВ, да и сейчас поймала на 18-й серии. Признаюсь, начинала его смотреть раньше, но изобилие свойственных каналу бандитских мордоворотов отпугнуло, несмотря на давнюю любовь к блистательному Сергею Гармашу. И жанр ретро-детектива наплодил уже столько пустышек, эксплуатирующих ностальгическую тему, что обречь себя на 32 серии показалось излишним.
А зря, как выяснилось.
Конечно, есть неизбежные приветы «Ликвидации» Урсуляка и «Месту встречи…» Говорухина, отдана дань общему настрою НТВ (для которого, собственно, и предназначался фильм) на приоритет перестрелкам, погоням, фене бандитских малин, кровавому экшену для примостивших животы на диване брутальных мужчин. Но эти непременные атрибуты рейтинга стали лишь декорацией для попытки разговора на вечные темы дружбы, любви, достоинства, веры, человеческого предназначения, роли обстоятельств в судьбе личности. С отсылом чуть ли не к Достоевскому — про две бездны, сосуществующие в человеке, смотря какой стороной повернуть монету.
Масса разных историй, переплетающихся в фильме, создает объемное повествование о первых послевоенных годах измученного блокадой Ленинграда. Некоторые критики оскорбились за город трех революций: мол, сплошные банды да преступники. А с кем второй главный герой, антагонист Учителя, должен иметь дело, если служит в отделе по борьбе с бандитизмом?
Как раз с ними, преступившими закон и оказавшимися по другую сторону баррикад.
И еще «Ленинград 46» собрал такой букет прекрасных актеров, что только за это прощаешь некоторые промахи и натяжки. Тяжеловес Гармаш, один взгляд которого стоит многих монологов в иных сериалах, преступно мало задействован, на мой взгляд, в современном кинематографе.
Замечательная Елена Коренева, сыгравшая сестру милицейского начальника, Ирина Соколова, способная из эпизодической роли сотворить киношедевр, Александр Лыков — великолепный, но играющий мало актер… Особая моя тема — сериальные дети: обычно это слабое место. Здесь меня потряс чудный мальчик Сергей Сергеич — маленький беспризорник, принявший смерть, но не предавший тех, кто приютил его. Такая органика, что сто очков даст многим взрослым!
Так что, девушки с накачанными фигурами, рассуждающие, не стар ли Гармаш для героя-любовника, фильм не для вас: не тронет вас удивительный тембр его голоса, да и каноны красоты у нас с вами разные, как и представления о таланте. Не стар, а superstar! И трагедия лишнего человека, отторгнутого обществом, его страшный путь от профессора до хладнокровного преступника поэтому так потрясает.
И следишь за ней с надеждой, что морок рассеется, и жизнь повернется вспять, даст ему шанс… Нет, не даст, и в этом горькая единственная правда. Как и то, что хороших сериалов мало, и лучше их не пропускать.
Ксения Маевская