Календарь сплетника: режиссер андрей звягинцев
Андрей Петрович Звягинцев родился шестого февраля 1964 года в Новосибирске, где учился сначала в 21-ой общеобразовательной школе, а затем в театральном училище (мастерская Л. Белова), которое успешно закончил в 1984 году. По окончании театральных студий 20-летний Андрей переехал в Москву с целью продолжить начатое — и уже в 1990 году стал выпускником актерского факультета ГИТИСа.
Кстати, в Первопрестольной режиссер проживает до сих пор и даже перевез туда маму (хотя заранее предупредил, что из-за плотного съемочного графика видеть сына она будет не намого чаще), но родной город не забывает — собственноручно привозит в Новосиб свои картины и даже организует бесплатные проходки на премьеры для любимых школьных учителей.
В интервью Звягинцев часто упоминает, что Москва встретила его, мягко говоря, не распростертыми объятиями — три года молодому человеку даже пришлось работать сторожем. Место было откровенно не прибыльным, зато давало право бесплатно проживать в здании, и каком — 1825 года постройки, в самом центре города, на Маяковке. Там Андрею по праву службы отвели огромную комнату с высокими потолками и паркетными полами, где за чашечкой кофе-вина-портвейна собирались его друзья и единомышленники (то есть люди, столь же трепетно влюбленные в авторское кино).
Когда временную квартиру отняли — уж больно красивое было место, что отдавать его за так — Звягинцев бросил дворничать, и начались самые трудные времена.
Я по-настоящему голодал, не мог найти работу, ходил на все возможные пробы и прослушивания — а денег все равно не было даже на автобусный билет.
Это, кстати, отчасти объясняет, почему, даже обретя всемирную известность, режиссер и по сей день продолжает пользоваться общественным транспортом.
Не находя источников заработка самостоятельно, Андрей обратился к другу, выпускнику ВГИКа, на тот момент успешному в рекламном бизнесе. Так и состоялся режиссерский дебют Звягинцева — со съемок 30-секундных промо-роликов. Плюс, к этому времени стали подворачиваться эпизодические роли в кино — Ширли-мырли, Котенок, Отражение, Любовь до гроба — и сериалах Горячев и другие, Будем знакомы, Каменская (эпизод Смерть и немного любви, где актеру досталась роли Турбина).
И все-таки, по признанию Звягинцева, определиться с будущей профессией на сто процентов он еще не мог — сидел на двух стульях, метался от актерского ремесла к режиссуре.
Метания прекратились к 2000 году, когда друзья помогли Андрею устроится на канал РЕН ТВ — там Звягинцев курировал проект Черная комната, для которого стал и режиссером, и продюсером, и сценаристом, и монтажером.
Работа на телеканале была настоящей профессиональной школой жизни — и уже в 2003 году Адрей Звягинцев появился в большом кино. Его дебютная полнометражная картина Возвращение, посвященная вечному конфликту отцов и детей — правда, в новом, весьма мрачном прочтении, завоевала Золотого льва в Венеции и номинацию на Золотой глобус.
Но не только славой обернулся успешный старт — ведь уже скоро Звягинцева причислили к разряду однодневок, ярко вспыхнувших и стремительно угасших талантов. И действительно, куда было идти с вершины, если не вниз?
Однако самого Андрея пессимистичные прогнозы коллег не беспокоили — он и не ставил себе цели всегда оставаться на пьедестале, и, демонстрируя свою вторую авторскую полнометражку Изгнание на Венецианском кинофестивале 2007 года, не боялся проиграть.
Что бы я не снял дальше, будут говорить, что Возвращение мне уже не перепрыгнуть. Такова человеческая натура — мыслить сравнениями.
В новой ленте Звягинцев выступил не только режиссером, но и сценаристом — переделал рассказ Уильяма Сарояна о разладе между мужем и женой. Для фильма под слоганом Хочешь убить — убей. Хочешь простить — прости Андрей вновь хотел найти неизвестных актеров, чтобы не отвлекать звездным статусом внимание зрителя от фабулы.
Однако в итоге пошел на уступки, и не только пригласил Александра Балуева поучаствовать в процессе, но и предложил своему давнему (еще со времен Возвращения) приятелю Константину Лавроненко роль Алекса. Кстати, именно за нее актер получил своего Золотого льва в той самой Венеции-2007.
Главная женская роль Веры досталась скандинавской актрисе Марии Бонневи, за которой создатели картины буквально охотились. Да и сама Мария была воодушевлена возможностью сотрудничества, но долгое время не могла оставить свою работу в спектакле. Однако девушку дождались, и, как оказалось, не зря.
Я объяснил ей, чего хочу: Ты — цветок, а нужно сыграть траву. И она сыграла гениально.
После того, как молния все же ударила дважды в одно место (в эпицентр Венецианского кинофестиваля), зрители и критики ждали следующей работы Звягинцева буквально затаив дыхание.
Мировая премьера Елены состоялась в рамках 64-ого фестиваля в Каннах 21 мая 2011 года и мгновенно удостоилась премии жюри (командовал парадом Эмир Кустурица) Особый взгляд, российская же премьера прошла 29 сентября.
Лента была высоко оценена недавним Золотым орлом — создатели унесли из Первого павильона Мосфильма сразу четырех птиц, в том числе за победу в номинациях Лучший фильм и Лучший режиссер.
Кстати, в своей благодарственной речи наш именинник особое внимание уделил продюсеру Александру Роднянскому, который, в отличие от многих других, поверил в успех его фильма:
Когда возникла проблема с деньгами на съемки, два года назад, мы обратились к одному человеку, и его слова я не забуду никогда. Он сказал: Почему так дорого? У вас два пенсионера, два интерьера и проходочки.
А Роднянский, он согласился сразу.
История двух пенсионеров, а точнее пожилых супругов Владимира и Елена, автором которой выступил сам Звягинцев, вновь представила зрителю семейный конфликт. По признанию режиссера, в работах которого всегда сочетаются земной и небесный планы, он все же был активно против насилия над реальностью и начинал с подбора чисто бытовых историй.
Впрочем, солидная часть публики усмотрела в ленте, в первую очередь, социально-классовую проблематику — при том, что сам создатель заявил безапеляционно: в центре — нравственные проблемы, личная история одного персонажа, а не борьба богатых с бедными.
Работа над Еленой стала самой быстрой за карьеру режиссера — если на Возвращение было потрачено два года, а на Изгнание — три, то здесь подготовки к съемкам заняли около шести месяцев, а сам процесс и вовсе уложился в два с половиной.
Кстати, о быстрой работе — на счету Звягинцева такие короткометражки, как Апокриф и Эксперимент 5ive: Тайна. Однако следующий проект, который, по слухам, вынашивает талантливый режиссер — снова полный метр, причем на английском языке (сам Андрей им пока не владеет).
Что же до личной жизни, доподлинно известно, что Звягинцев некоторое время состоял в браке с актрисой Ириной Гриневой. Но режиссер никогда не любил освещать происшествия своей частной жизни в прессе.
Ирина Гринева
Казалось бы, свободную от съемочного процесса минуту этот режиссер не для всех должен проводить за чтением редких книг в подлиннике или хотя бы иметь необычное хобби вроде кундалини-йоги или макраме, но нет, оказывается, Андрей — из наших:
Как артхаусный режиссер, я должен бы не любить массовое кино, но я видел Кинг-Конга Питера Джексона, и он мне понравился. Я даже плакал в конце, хотя, чего скрывать, художественной ценности в этом фильме — ноль.
В день рождения мы желаем Андрею Звягинцеву новых фильмов и почетных статуэток, и ждем подробностей о нынешнем состоянии его личной жизни. Свободно ли сердце художника? Ну хоть намекните…