Календарь сплетника: апокалипсис сегодня
34 года назад великий Фрэнсис Форд Коппола закончил снимать один из этапных фильмов своей карьеры и вообще кинематографа 1970-х. Впрочем, пожалуй, это фильм стал знаковым для кинематографа всего ХХ-го века. Речь о картине Апокалипсис сегодня.
Началось все со сценария. Его автором стал Джон Милиус (он не только сценарист, но и режиссер, постановщик, в частности, таких картин как Красный рассвет и Конан-варвар). Идея у него возникла после того, как его преподаватель заметил, что никому не удавалось снять хороший фильм по книге Джозефа Конрада Сердце тьмы, хотя попытки предпринимали не кто-нибудь, а Орсон Уэллс и Ричард Брукс (кстати, существует еще одна одноименная экранизация романа, она вышла в 1994-м).
Апокалипсис… — своего рода переосмысление этой повести 1902 года.
Первоначально режиссером фильма должен был стать Джордж Лукас, а Коппола был главным идеологом проекта и исполнительным продюсером. Идея картины возникла еще в то время, когда война во Вьетнаме не была закончена. Создатели намеревались снимать прямо во Вьетнаме, как настоящие партизаны. Но студия на это не пошла — слишком дорого и опасно.
Коппола занялся съемками Крестного отца.
Спустя пять лет Лукас и Коппола стали достаточно влиятельными фигурами в Голливуде, чтобы запустить проект, но к тому времени Сайгон пал, а Лукас занялся Звездными войнами, так что у руля встал сам Коппола. Лукас дал ему свое благословение. Фрэнсис Форд Коппола вложил в производство картины собственные деньги — настолько ему было важно, чтобы в процесс работы никто не вмешивался.
Поиск актеров на главные роли тоже был достаточно мучительным. Так, изначально Коппола подумывал назвать ленту Апокалипсис три, а на три ведущие роли взять известнейших актеров. Затем роль Бенджамина Уилларда (имя получилось в результате соединения имен двух старших сыновей актера Харрисона Форда, также занятого в катрине) начал играть Харви Кейтель. Но режиссеру работа не понравилась, и он заменил Кейтеля Мартином Шином. Во время работы над проектом Шин успел получить инфаркт.
Говорят, это случилось во время репетиций знаменитой сцены с зеркалом. Кстати, в этой сцене в картине Шин действительно пьян (для достоверности) и по-настоящему ударяет кулаком в зеркало.
Из-за того, что Шин оказался в больнице, в некоторых кадрах со спины снимались дублеры, в том числе и Эмилио Эстевес, специально прилетевший ради этого на съемки. Коппола очень боялся, что студия прознает про инфаркт Шина, и в официальном пресс-релизе указал причину госпитализации как солнечный удар.
Мартин Шин в роли Уилларда
На роль Курца приглашали Аль Пачино, но он отказался со словами вроде ты будешь указывать мне с вертолета, что делать, а я буду пять месяцев сидеть в этом болоте, ну уж нет, направленными в адрес Копполы. Позже режиссер шутил, что, мол, если бы Пачино согласился, то фильм пришлось бы снимать в его нью-йоркской квартире.
Но с тем, кто исполнил роль Курца в итоге проблем было не меньше. А играл его, напомним, Марлон Брандо. Он попросил задаток за свою работу, что, вообще-то, в кинобизнесе того времени было не принято.
Но Коппола согласился. Однако попросил Марлона прочесть не только сценарий, но и повесть Сердце тьмы, а также как следует сбросить вес, так как его герой, по сценарию, чрезвычайно худой.
Но Марлон не похудел (напротив, невероятно растолстел), не прочитал книгу и даже не ознакомился со сценарием. На съемки он являлся пьяным, не хотел, чтобы его снимали при свете, не желал следовать режиссерским указаниям, пререкался из-за каждой реплики. Почти все его сцены — чистой воды импровизация, причем блистательная идея снимать только лицо актера возникла от отчаяния — нужно было избежать попадания в кадр огромного живота Марлона.
На протяжении нескольких дней съемочного процесса, Коппола был вынужден читать Марлону вслух Сердце тьмы. Брандо настолько раздражал режиссера, что тот передал камеру своему ассистенту, доверив ему сцены с актером.
Курц Марлона Брандо
Кстати, если Брандо не похудел, то Коппола за время съемок значительно сбросил вес. И вообще, для него это были самые жуткие съемки в жизни — помимо сложностей с актерами у него возникли проблемы со стихией. Тайфун унес декорации и на несколько месяцев затормозил съемочный процесс, который вместо запланированных шести недель занял 16 месяцев.
В результате Коппола получил нервный срыв… и создал шедевр.
Фрэнсис Форд Коппола на съемках
Нервотрепка продолжилась и на монтаже. На то, чтобы свести звук так, как того хотел режиссер, понадобилось девять месяцев. Фильм после монтажа, который длился два года, имел хронометраж в пять часов, так что его пришлось значительно сокращать. Прокатная версия составила примерно два с половиной часа.
Позднее, в 2001-м году, была выпущена режиссерская версия картины хронометражем в 202 минуты. Туда, в частности, вошла единственная сцена, в которой Курц появляется при дневном свете.
К 1979 году, после долгой и местами мучительной работы, фильм был готов. Его премьера состоялась на кинофестивале в Каннах. Оттуда Коппола увез Золотую пальмовую ветвь. Это был первый фильм, получивший награду, будучи еще незаконченным.
Поскольку жюри не могло прийти к единому мнению, награда за Лучший фильм была разделена с другой лентой — немецкой.
На каннской пресс-конференции режиссер произнес знаменитую фразу:
Мой фильм не о Вьетнаме, он и есть Вьетнам.
Это фильм-ужас — не зря именно слово ужас стало последним слетевшим с уст Курца, не зря это заключительное слово всего фильма, произнесенное Уиллардом. Это страшный, оголяющий все ужасы человеческого сознания и войны фильм. И если его так трудно посмотреть, пережить два часа этого ужаса, то понятно, почему так трудно Копполе и его команде было его снимать.
Ксати, снявшийся в великой ленте Лоуренс Фишберн соврал о своем возрасте, прикинувшись совершеннолетним. На самом деле ему было всего 14 лет.
Мартин Шин и Деннис Хоппер
Начальных титров у фильма нет. Шум вертолета, военные действия, песня The End группы The Doors и, наконец, лицо Уилларда в исполнении Мартина Шина — это начало картины. Герой живет в отеле в Сайгоне, он ветеран спецназа и ждет следующего задания.
Вскоре ему его сообщают: Уилларду нужно найти полковника Курца — тот сошел с ума, дезертировал и взял под командование группу жителей Камбоджи, которые считают его богом, и теперь живет в этом собственном поселении. Уиллард отправляется на поиски. Чем дальше он идет по реке Меконг, тем больше ему и его провожатым открывается суть слов ужас и война, суть собственного я и творящегося кругом безумия.
Лента удостоилась двух премий BAFTA, трех Золотых глобусов, двух Оскаров, собрала внушительную кассу и вошла в копилку лучших лент мирового кинематографа. Более, чем заслуженно.