Календарь сплетника: 15 важнейших фильмов романа полански
Живому классику современного кино Роману Полански исполняется 81 год. Личность неоднозначная, но его работы точно заслуживают внимания. Предлагаем вспомнить этапные ленты великого режиссера.
Полански пережил Вторую мировую и выжил в краковском гетто. После войны Роман вернулся в Краков, где продавал газеты, а также увлекся кино. Позднее это увлечение переросло в профессию. Правда, до этого прошло немало времени. Сначала Полански был актером, даже сыграл в спектакле по повести Валентина Катаева Сын полка.
Затем он работал с Анджеем Вайдой. Знакомство с легендарным польским кинематографистом помогло Роману поступить в киношколу. Еще во время учебы он реализовал несколько проектов, которые были высоко оценены профессионаласи.
В 1962-м же он выпустил свой первый полнометражный фильм Нож в воде, который произвел фурор на международной киноарене: участвовал в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля, получил там приз ФИПРЕССИ, был номинирован на Оскар и BAFTA.
Кадр из фильма Нож в воде
После съемок Ножа в воде Полански переехал во Францию. На этом закончился так называемый польский период его творчества. Во Франции он работал над сценарием к своей новой ленте. Затем режиссер перебрался в Великобританию, где и начал работу над картиной Отвращение, своей первой англоязычной работой. Она вышла в 1965-м. Триллер рассказывает о молодой женщине, кошмары которой вдруг начинают материализовываться.
Главную роль в ленте сыграла неподражаемая Катрин Денев. Фильм получил два приза на Берлинском кинофестивале.
Кадр из фильма Отвращение
В следующем году вышла картина Тупик — абсурдистская лента, которую сам Полански называл лучшей в своей карьере. Фильмом оказался доволен не только сам автор, но и мировое киносообщество: Тупик удостоился главного приза кинофестиваля в Берлине. Эта картина завершает так называемую трилогию отчуждения в раннем творчестве Полански — в нее входят все перечисленные выше картины.
Кадр из фильма Тупик
В 1968-м Полански дебютировал в Голливуде (в США режиссер переехал познакомившись со своей будущей супругой Шерон Тейт) с фильмом Ребенок Розмари. Это экранизация одноименного романа Айры Левина. Первоначально снять этот фильм предлагали Альфреду Хичкоку, но за постановку все-таки взялся Полански. Главную роль сыграла Миа Фэрроу, хотя режиссер планировал снять в роли Розмари Вудхауз другую актрису — на кандидатуре Мии настояла студия.
Картина принесла Полански успех в Америке, но на новом месте режиссера ждала трагедия: спустя год после премьеры Ребенка Розмари банда Чарльза Мэнсона убила беременную жену Полански актрису Шерон Тейт и нескольких его друзей во время вечеринки. После этого потрясенный режиссер вернулся в Европу. Там он все-таки нашел в себе силы для работы — в частности, снял ленту День чемпиона в соавторстве с Фрэнком Саймоном.
Это документальная лента, которая участвовала в основном конкурсе Берлинского киносмотра и получила один из призов фестиваля.
Миа Фэрроу в фильме Ребенок Розмари
В 1971-м же Полански взялся за одну из самых тяжелых пьес Шекспира Макбет. Его Трагедия Макбета получилась отражением его же внутреннего мира во время съемок. В этой интерпретации пьесы много насилия, мрака, варварства.
Это история о дикарях средних веков, тонущих, как в буквальном, так и в переносном смысле, в грязи и крови.
Такими Роман Полански увидел Макбета и леди Макбет
В 1974-м Полански вернулся в США и снял фильм Китайский квартал. Фильм о частном детективе в исполнении Джека Николсона получил три BAFTA, четыре Золотых глобуса и Оскар. Правда, премия Американской киноакадемии ему досталась всего одна, тогда как он претендовал на 11 наград.
Почти во всех номинациях Китайский квартал обошел Крестный отец.
Кадр из фильма Китайский квартал
В 1976-м во Франции Полански создал ленту Жилец. Это мрачный сюрреалистический триллер о мужчине, который переехал в квартиру, где недавно погибла женщина. Со временем его больше и больше одолевают мысли о ней и он тонет в попытках разобраться в причинах ее смерти.
Лента участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля. Она также примечательна тем, что Роман Полански сам решился сыграть в ней главную роль. Фильм пришелся на непростой этап в жизни режиссера — во второй половине 1970-х его обвинили в изнасиловании несовершеннолетней. Это обвинение заставляло его избегать правосудия в Европе вплоть до 2010-го года.
Он даже был арестован и провел 10 месяцев под стражей в Швейцарии. В итоге же режиссера решили все-таки не выдавать американцам.
Кадр из фильма Жилец
В 1979-м Полански взялся поставить картину по роману Томаса Харди Тэсс из рода д’Эбервиллей. Фильм Тэсс с Настасьей Кински в главной роли режиссер посвятил своей погибшей супруге. Несмотря на сложные отношения Полански с властями США, его новая работа удостоилась трех премий Оскар и двух Золотых глобусов.
Кроме того, картина принесла создателям три Сезара и премию BAFTA.
Настасья Кински в картине Тэсс
Полански вошел в новое время эротической драмой Горькая луна, которую после премьеры поняли немногие зрители и критики. Режиссера обвиняли в сексизме и китче. Тем не менее, именно с этим фильмом он вошел в очередной, зрелый, этап своего творчества.
И, кстати, на главную роль в Горькой луне Полански взял свою супругу Эммануэль Сенье. Впоследствии она снялась еще в нескольких его картинах и по праву стала считаться не только его женой, но и музой.
Кадр из фильма Горькая луна
В 1990-х Полански снимал мало, и это не самое удачное в его карьере десятилетие завершилось фильмом Девятые врата. Это возвращение режиссера в жанр мистического триллера со времен великолепного Ребенка Розмари. И, конечно, возвращение не шедевральное, но достойное — картина с Джонни Деппом в главной роли была довольно тепло принята критиками и зрителями.
Кадр из фильма Девятые врата
И все-таки в 1990-х у многих кинолюбителей возникло, что Полански значительно сдал, потерял творческую форму, а, возможно, и израсходовал ресурс своего таланта. Однако в 2002-м он доказал, что эти домыслы очень и очень далеки от истины. Он выпустил шедевр своего позднего периода творчества — картину Пианист.
Это экранизация автобиографии музыканта Владислава Шпильмана. Многое в этой картине оказалось очень личным — сам Полански познал все ужасы войны в раннем подростковом возрасте, выжил в краковском гетто, скитался в поисках убежища по польским деревням. Роль Шпильмана стала одной из лучших и в карьере Эдриана Броуди — за нее он удостоился Сезара и Оскара.
Вообще же, лента собрала почти все возможные награды, в ее копилке Золотая пальмовая ветвь, семь Сезаров, две BAFTA и три Оскара.
Кадр из фильма Пианист
В 2009-м Полански попробовал свои силы в новом для себя жанре политического триллера — он снял ленту Призрак. Фильм основан на одноименнам романе Роберта Харриса, рассказывающем о судьбе одного из литературных призраков, который должен написать биографию бывшего британского премьер-министра. Картина получила четыре Сезара, а режиссер удостоился приза за лучшую режиссуру на кинофестивале в Берлине.
Кадр из фильма Призрак
В 2011-м сегодняшний именинник доказал, что кино — это не обязательно массовые сцены и спецэффекты. Для хорошего кино достаточно четырех отличных (а лучше — гениальных) актеров, одного помещения, хорошей драматургической основы, ну и немного кока-колы. Главные роли в ленте Резня достались Кейт Уинслет, Джоди Фостер, Кристофу Вальцу и Джону Си Райли.
В основу картины легла пьеса Ясмины Резы Бог резни.
Джоди Фостер, Кристоф Вльц и Кейт Уинслет в Резне Романа Полански
Камерность Резни не была для Полански случайностью. Именно в такой манере решен и его следующий фильм — Венера в мехах (на сегодняшний день это последняя работа режиссера). Матье Амальрик и Эммануэль Сенье блестяще разыгрывают спектакль на двоих. А Роман Полански доказывает, что с возрастом стал понимать актерскую органику так, как никто другой. И управляться с ней тоже научился просто великолепно.
Его Венера… участвовала в конкурсе Канн, а также принесла своему киноинтерпретатору премию Сезар за лучшую режиссуру.
Кадр из фильма Венера в мехах
Сейчас Полански готовится к съемкам исторической драмы Д. Посмотрим, что он приготовил зрителям на этот раз — камерную историю или ленту большого размаха. Как бы там ни было, надеемся, творческого запала именинника хватит еще надолго.
18 августа Роману Полански исполняется 81 год