Как валерий тодоровский снимал фильм «большой» с алисой фрейндлих и александром домогаровым
«Большой» — это история не про стекла в пуанты. От Валерия Тодоровского можно ждать чего угодно, но только не клише. «Большой» — это роман, только не написанный на бумаге, а снятый на кинопленку. Валерий Тодоровский рассказал историю талантливой девочки Юли, которая из провинциальной неблагополучной семьи попадает в мир большого балета и не становится мельче, пройдя жернова грандиозной машины искусства.
Это история про силу характера, про дружбу, про взросление и про то, как всегда оставаться человеком, даже если тебя за такового не считают.
О том, как возникла идея снять фильм о балете и Большом театре
«У меня нет детских воспоминаний, как я попал маленьким мальчиком на «Щелкунчик», посмотрел и сказал, что вырасту и сниму про это фильм. Более того, не буду обманывать: я никогда не был балетоманом и смотрел на этот вид искусства как на что-то невероятное, но очень далекое от меня и от реальной жизни. Но, оказавшись как-то на спектакле в Большом театре, понял, что для меня как для кинематографиста тема дико привлекательная.
Я прекрасно понимал, что за абсолютной красотой, которую мы видим на сцене, стоит, помимо труда и невероятных человеческих жертв, целый мир. Мне захотелось рассказать о нем историю. Сценарий писался, а потом откладывался. Это длилось несколько лет.
Но меня как магнитом тянула эта история. В какой-то момент я испугался, потому что вдруг осознал, насколько это фактурная тема и огромный мир. Меня одолели сомнения и мучил вопросы, достоин ли я и настолько ли хорошо понимаю то, о чем собираюсь снимать. Но уже имелись определенные обязательства перед продюсерами и собралась команда для работы над проектом. В общем, было поздно отступать.
Я начал ходить в Большой театр и разговаривать с людьми. Чем сильнее погружался в тему, тем больше меня засасывало в этот мир. И когда фильм уже снят, могу сказать, что вот теперь я люблю балет и начал в нем понимать.
Это был мой путь к нему, скажем так», — признался Тодоровский.
Екатерина Самуйлина в фильме «Большой»
Валерий Петрович задумывал «Большой» как фильм-роман. Режиссер хотел уместить в два часа экранного времени три возраста своих героев и показать историю дружбы, взросления и обретения профессии. Было отснято три с половиной часа экранного времени. Тодоровскому пришлось очень жестоко обойтись с материалом.
Режиссер вырезал полтора часа, в том числе сложные и трудоемкие сцены, связанные с танцами. Но Валерий Петрович планирует сделать телевизионную версию фильма «Большой», которая будет отличаться от прокатной: в нее войдет все, что было отснято.
«Я хотел, чтобы неоднозначные герои проживали на экране сложную жизнь — прекрасную и ужасную одновременно. В ней есть страдание и счастье, предательство и прощение. «Большой» — это двухчасовой роман про людей, которые приходят в мир балета для того, чтобы, возможно, всего один раз в своей жизни десять минут постоять на сцене Большого. Я сделал это на премьере своего фильма. После этого мог бы сказать папе, которого уже нет в живых: «Я стоял на сцене Большого театра».
Вот за это люди умирают», — поделился Тодоровский.
О том, как долго и мучительно проходил кастинг в фильм «Большой»
«Я вообще любитель сложных кастингов. Неоднократно устраивал себе в жизни какую-то вот такую головную боль, но здесь головная боль была прямо по полной программе», — признался Тодоровский. Валерий Петрович, по его словам, очень быстро понял, что сыграть танцоров балета профессиональные драматические актеры не смогут.
Потому что, какими бы худыми, подтянутыми и пластичными они ни были, выяснять отношения и одновременно держать закинутой ногу на станке им не по силам.
Маргарита Симонова в фильме «Большой»
Исполнителей главных ролей искали среди артистов балета. Второй режиссер и кастинг-директор объехали все города, в которых есть театры оперы и балета, хореографические училища и академии, в нашей стране, а также в Казахстане и на Украине. Сначала собирали видео и привозили Тодоровскому, дальше вызывали отобранных с режиссером кандидатов на пробы. Но никак не получалось найти сочетание профессиональных балетных качеств со способностями играть драматические роли.
Поиски длились больше года. Наконец в разных городах нашли троих исполнителей главных ролей: Маргариту Симонову — в Варшаве, Анну Исаеву — в Москве, Андрея Сорокина — в Екатеринбурге. Но это был еще не конец, а лишь полдела.
Предстояло найти еще балетных детей, которые были бы похожи на исполнителей главных ролей.
«За год, в течение которого шел кастинг, у меня были моменты отчаяния, когда казалось, что мы никогда не найдем… Но не существует никакого другого способа выбрать артиста, кроме проб. Я не ленивый в этом плане. Все наши молодые актеры проходили их неоднократно. Самая большая проблема при поиске актеров — это лень из серии «а и это сойдет».
Не сойдет. Аня (исполнительница роли Карины Курниковой Анна Исаева. — Прим. ред.) девять месяцев ездила на пробы. Поскольку она москвичка, то нам ее было дергать проще, чем остальных.
Аня ездила на пробы как на работу. Вначале не получалось и было ощущение, что с ней не сложится. Потом я все-таки возвращался мыслями к ней.
И в какой-то момент Аня раскрылась — мне стало понятно, что она сможет. Маргариту Симонову мои помощники нашли в Варшаве. Ее попросили сделать то что называется «селфтейп», то есть просто рассказать о себе, записать это на видео и прислать. Когда я его посмотрел, то понял, что девушка наша. Дальше мы поехали в Вильнюс проводить там кастинг. Маргарита приехала к нам из Варшавы. В Вильнюсе были сделаны пробы. Честно говоря, после них я на 90 процентов был в ней уверен.
Но все равно не успокоился, и мы вызывали ее в Москву. Зато потом, когда все исполнители главных ролей были утверждены, у меня ни разу, ни на одну секунду не промелькнуло ощущения, что я где-то ошибся. Других героев я уже себе и не представлял», — рассказал Валерий Тодоровский.
Маргарита Симонова родилась в Литве, окончила Вильнюсскую гимназию искусств, танцевала год в Литовском национальном театре оперы и балета, после чего уехала в Польшу, где уже седьмой год работает в Варшавском театре оперы и балета — она корифей. Анна Исаева родилась в Москве, окончила Московскую государственную академию хореографии, работала в двух столичных театрах — «Кремлевском балете» и «Русском балете имени Гордеева».
Исполняла весь классический репертуар, участвовала в гастролях, танцевала сольные партии. Последние три с половиной года занимается преподавательской деятельностью. Андрей Сорокин родился в городе Харькове, окончил Пермский хореографический колледж, полгода проработал в Новосибирском театре оперы и балета, переехал с супругой в Екатеринбург, где отслужил шесть лет в местном театре оперы и балета.
После съемок в фильме «Большой» Валерия Тодоровского получил работу в Санкт-Петербургском государственном академическом театре балета имени Леонида Якобсона, в котором служит на данный момент, исполняя ведущие и корифейские партии».
Помимо дебютантов в фильме «Большой» Валерия Тодоровского сыграли такие артисты, как Алиса Фрейндлих, Александр Домогаров, Яна Сексте, Валентина Теличкина. «Когда прочел сценарий, то сразу начал мысленно искать актрису в этом возрасте и такой силы личности, харизмы, таланта, мощи, чтобы сыграть Белецкую. Поверьте мне, их не так много. С Алисой Бруновной Фрейндлих работать было большим удовольствием.
Но она тоже не просто так пришла и сыграла. Алиса Бруновна ходила в Санкт-Петербурге в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, сидела там на репетициях, смотрела, как все происходит, учила балетные термины.
Я счастлив, что такие актрисы, как Фрейндлих и Теличкина, украсили мой фильм. Когда Валентина Ивановна в первый съемочный день со своей фирменной улыбкой произнесла: «Юля, покажи, что у тебя в ручках?», то в этот момент у всей съемочной группы мороз прошел по коже, а я подумал: «Боже, как здорово! Как попали!», — поделился Валерий Тодоровский.
Маргарита Симонова, Алиса Фрейндлих и Валентина Теличкина в фильме «Большой»
О том, насколько правдоподобна история, рассказанная в «Большом»
Автор сценария фильма «Большой» Анастасия Пальчикова, по словам режиссера, ходила как на работу в Большой театр и разговаривала с артистами. Очень много рассказала Анастасия Меськова, которая там служит. Валерий Петрович Тодоровский ходил со служебного входа в каморку главного администратора театра Юрия Шумилина и сидел там вечерами, выпытывая информацию.
На съемочной площадке все время присутствовали репетиторы, которые работали с детьми. Дело в том, что девочек отпустили только при условии, что они будут заниматься каждый день классом. Утром они приходили в выстроенную на «Беларусьфильме» декорацию и вставали к станку.
Лишь после занятий девочки шли сниматься в кино.
«Все балетные, которые присутствовали на площадке, были, как волки. Они ходили и говорили, где что не так. Причем в какие-то вспыхивали споры. Это парализовывало процесс.
Но мне нравилась эта дотошность, хотя я знал: как бы мы правдиво ни сняли, но все равно найдутся потом люди, которые скажут, что все неправильно. В любом случае, мы смогли соблюсти максимальную достоверность в плане технологий», — рассказал Валерий Тодоровский.
Маргарита Симонова, как и ее героиня, выросла в школе-интернате. По словам актрисы, ее педагог тоже был для нее главным воспитателем. «Это как твой родитель, который растит тебя с 11 до 20 лет. Все сцены с криками и жесткими наставлениями со стороны педагога в моем опыте были. Вообще, когда я читала сценарий в первый раз, то была уверена на сто процентов, что его написала бывшая профессиональная балерина.
Потом долго не могла поверить, что ошиблась. Мне казалось, что такого не может быть, чтобы сценарист знал такие тонкости, которые известны только нам», — рассказала Маргарита Симонова.
Анна Исаева, Валерий Тодоровский, Маргарита Симонова и Андрей Сорокин на премьере фильма «Большой» в Большом театре
«Сережки, в которых я была на премьере фильма «Большой», подарила мне мой педагог Наталья Владимировна Лаврухина. К сожалению, ее уже нет в живых. Но когда я прочитала сценарий и увидела абсолютно идентичный момент в фильме, то была одновременно и в шоке, и в восторге от того, насколько история правдивая», — поделилась Анна Исаева.
Главную героиню в детстве сыграла Катя Самуйлина — член сборной России по художественной гимнастике. «Очень быстро выяснилось, что в балете задействованы другие группы мышц, нежели в художественной гимнастике. Кате Самуйлиной пришлось очень много времени провести у станка, чтобы добиться нужной формы. Но эти люди не знают такого слова, как усталость.
От них не услышишь: «Ой, я больше не могу». Максимум они могут тихо, чтобы никто ни в коем случае не видел, уйти в другой угол декорации и там поплакать. Мне кажется, что наши совсем юные героини совершенно замечательно актерски отработали.
Проблем с ними не было никаких. Более того, мы ставили их в пример взрослым артистам», — вспомнил процесс работы Валерий Тодоровский.
Алиса Фрейндлих и Екатерина Самуйлина на премьере фильма «Большой» в Большом театре
О том, как складывались взаимоотношения с Большим театром в процессе съемок фильма
Все, что на экране происходит в Большом театре, действительно снималось в Большом театре. А Академия хореографии, которая показана в фильме, была полностью отстроена на «Беларусьфильме», причем с максимальной достоверностью и точностью в деталях. Декорация включала в себя общежитие интерната, классы, коридоры, двор и больше напоминала целый город.
Она была очень похожа на Московскую Государственную академию хореографии на Фрунзенской набережной. «Нас никак не могли пустить в реальную академию хореографии, потому что съемки парализовали бы процесс обучения», — объяснил Тодоровский.
Валерий Петрович, по его словам, как режиссер хотел иметь возможность дольше снимать в Большом театре. Но пришлось сжать сроки и делать все очень быстро. Надолго съемочную группу пустить в Большой театр не могли. «Не думаю, что у кого-то может сложиться все просто и легко с Большим театром.
Это мир, который живет по своим законам и которому глобально никто не нужен. Большому театру не нужно, чтобы про него снимали фильмы. Они не заинтересованы в рекламе.
Поэтому, когда ты приходишь со стороны и говоришь о своем желании снимать, это не вызывает большой радости, потому что съемки будут мешать тому творческому и производственному процессу, который происходит в Большом театре. Естественно, тебя сразу воспринимают как потенциальную головную боль. Со временем нам удалось убедить руководство Большого театра, что мы пришли не мешать и портить настроение, у нас нет намерения никого разоблачать.
Я рассказал, что наша история не про стекла в пуантах и не про интриги, дал почитать сценарий, объяснил, что хочу чуть-чуть рассказать про мир балета и про людей, которые здесь живут и чего им это стоит. После этого нас приняли», — поведал Валерий Тодоровский.
Анна Исаева в фильме «Большой»
Ради киносъемки в Большом театре даже были сделаны изменения в расписании. Более того, разрешили провести премьеру фильма — впервые со времен «Броненосца «Потемкина». «Название «Большой» мы тоже не могли просто так взять и использовать. Это международный бренд, который охраняется авторским и иным законодательством.
И то, что название все-таки присутствует, это признак признания и доверия со стороны Большого театра к фильму», — объяснил продюсер Антон Златопольский.
О том, почему в фильме «Большой» нет балета
В фильме «Большой» балет показан в основном как репетиции и прогоны. Героини гораздо больше экранного времени проводят у станка, нежели на исторической сцене. Валерий Тодоровский считает, что так честнее. «Как только вы начинаете показывать на экране, как кто-то гениально танцует, он должен гениально танцевать. Я знаю, что сейчас Рэйф Файнс снимает кино про Рудольфа Нуреева.
И мне очень интересно, а будет ли там исполнитель главной роли танцевать. Я очень жду этого фильма. У нас показан в основном процесс работы, когда не получается.
И верить в то, что герои очень талантливые, приходится на слово. Мы бессильны убедить, особенно балетоманов, что вот сейчас на экране кто-то гениально танцует. Поэтому в нашем фильме взгляд на балет как бы немного из-за кулис», — объяснил Тодоровский.
Когда готовился к съемкам, Валерий Петрович ходил в Большой театр и смотрел балет, стоя за кулисами. «Это совершенно потрясающее зрелище, когда ты видишь, как люди готовятся к выходу на сцену и как организована эта грандиозная машина. В какой-то момент на «Лебедином озере» я увидел, как за кулисы вошли девочки, в темноте начали разминаться, переодеваться и вдруг у меня на глазах стали превращаться в лебедей. У меня была мысль снять это и включить в фильм.
Но просто было уже некуда втиснуть в сценарии. Фильм «Большой» про то чудо, как толпа девочек становится лебедями, а не про то, как кто-то гениально танцует», — поделился Валерий Тодоровский.
Кадр из фильма «Большой»
Смотрите фильм «Большой» в кино с 11 мая.