«Измены»: любовь по правилам и без
Бодрого дня вам, адепты виртуальной телевизионной реальности. С опозданием, догоняя голосующую пультом аудиторию, посмотрела я наделавшие много шума «Измены». Что ж это за продукт такой диковинный, что рейтинги сериала, прошедшего на ТНТ, взметнулись до небывалых высот, оставив курить в сторонке непререкаемые федеральные каналы?
Почему зритель отвернулся от клюквенного сиропа привычных саг о чистых провинциалках, которым в награду за умственную и физическую непорочность положен бонус в виде принца с отсутствием материальных проблем и марш Мендельсона на финальных титрах? После череды испытаний, конечно, сопряженных с тюрьмой, сумой, потерей памяти и прочими телестрашилками для выдавливания влаги из доверчиво обращенных к экрану глаз.
Казалось, наевшись протертых диетических каш сериальной кулинарии, зритель вряд ли способен оценить вкус сложносочиненного блюда, которым его отважились угостить с экрана в разгар неуклюжей борьбы за моральную чистоту на государственном уровне. Ан нет, указам и декретам о пользе благочестивой нравственности зритель предпочел живую ткань «Измен» с теплокровными далекими от идеала героями и непредсказуемыми сюжетными поворотами, когда боишься отвести глаза от экрана, чтобы не пропустить выражение глаз и скрипнуть половицей, заглушив экранную реплику.
Можно искать аналогии с «Сексом в большом городе» или «Кратким курсом счастливой жизни» Гай-Германики, сконфузившими поборников неприкосновенности семейного очага и незыблемости патриархальных ценностей. По форме, смелости, пренебрежению к «табу» сходство есть. Но в «Изменах» к ханжески замалчиваемым темам добавилась глубина проработки сценария, великолепные диалоги и безупречный кастинг.
Когда после просмотра я прочитала, что в пилотной серии снимались другие актеры, изумлению моему не было предела. Кого можно представить на месте Лядовой с ее ленивой грацией, не гламурной манкостью, абсолютной внутренней свободой и внешним панцирем циничной безразличности? А бесподобное трио Юра, Даша и мама!
Буффонада и гротеск, за которым знакомые многим реалии. Отдельный искрометный бенефисный эквилибр, артистично вписанный в драматическую ткань сюжета.
Настоящее открытие — Глафира Тарханова, в которой зритель привык видеть понурую селянку. Актриса идеальна в роли истеричной недалекой олигархической жены, единственным развлечением которой являются скандалы с мужем и неловкие попытки пойти налево для разнообразия повседневной скуки. А водитель Ольга! Вы давно видели такое породистое лицо и королевские повадки на нашем экране, забыли, как можно молчать в кадре, не хлопоча лицом?
Где вы держите этих прекрасных актеров, почему выдаете нам их талант в час по чайной ложке? Хороши все — от мала до велика. Тот редкий случай, когда микрокосмос героев сложен из подходящих друг к другу частей пазла, мастерски склеенных саундтреком, без случайных персонажей, зашедших в кадр сыграть сольный номер.
Но самое неожиданное открытие для меня, давно не питающей иллюзий насчет жемчужин в пластах телекомпоста, стал Михаил Трухин. Как все-таки актерская судьба зависит от случая. Клеймо вечного оперативника, казалось, навсегда приросло к его образу, и вдруг оказалось, что перед нами глубокий и тонкий драматический артист, способный сыграть любовь-одержимость на грани помутнения рассудка.
Хорош и Павел Майков — легендарный Пчёла из «Бригады», сыгравший местечкового пародийного донжуанчика, мини-альфа-самца, трусоватого, комичного в своем стремлении соответствовать образу районного героя-любовника. И бальзам на душу — знакомый на слух маэстро озвучания Александр Клюквин, голосом которого говорит не только Альф, Коломбо, но и Бельмондо, Аль Пачино и Роберт Де Ниро… Вот где порода, глубина и весомость, точность интонаций, не боящаяся пауз.
Кстати, женская половина поклонников сериала, судя по комментам, полюбила брутального сотрудника ДПС Никиту и умильно помахала влажным платком мотоциклу, на котором он увозит героиню в новую жизнь… А меня при всех его надежных достоинствах и фактурной наружности не покидает ощущение, что этот финал — все же уступка стереотипу, выращенному сериальным гипнозом в девичьих головах. Представление о мужчине-идеале на основе мифов и легенд телеканала «Россия» — чемпиона в жанре «и только смерть разлучит нас». Кость, брошенная праведникам, обескураженным попранием ханжеских норм и замшелых моральных устоев, где женщине отведена роль долготерпивицы и мученицы, а мужчина — кум королю и сват министру.
«В измене всегда участвуют двое — тот, кто изменил и тот, кому изменили». Обидели — забыться в койке случайной женщины. Это прерогатива мужского пола. Ему за это не то чтобы почет, но снисхождение.
Стрелять глазами по окрестным юбкам, флиртовать в эсэмэсках, отрываться на корпоративах — тоже мужской формат: что ж с него взять — полигамен, стервец. Не говоря о том, что «Где ты ночевал?» и «Что за рыжая помада у нас в ванной?» адресованы к нему — мужского рода и звания существу. И вдруг такой когнитивный диссонанс сериала: героиня, муж и трое любовников. «Ничто не предвещало…» В бигуди специально не спала и ресницы не наращивала.
Как мужчины: лысину бархоткой протер, штаны подтянул — уже конкурентоспособен. Но как-то пуритане на героиню нашу ощерились за подобные вольности, прослушав фразу про шрам через сердце на всю жизнь, не углядели истоков ее метаний, увидев лишь дурной пример для массового зрителя. Да и лексика как-то коробит… Конечно, вы же обычно в троллейбусе стихами разговариваете и обсценной лексики в жизни даже на заборе не видели.
Спокойно, товарищи! Сериал совсем не об этом. Как ни странно, он о любви.
Просто о разных ее видах: любви-дружбе, любви-терпении, любви-страсти, любви-жертвовании, любви-благодарности, любви-уважении, любви-жалости, любви-метании, любви-спасении… Взгляните на него с этой точки зрения, а не считайте любовников под кроватью.
Ксения Маевская