А караван идет…
Здравствуйте, дорогие телезрители. Никак не могла начать свои записки о лирико-биографическом сериале «Людмила Гурченко» на канале «Россия 1», приуроченном к 80-летию актрисы. «Пять минут, пять минут…» — ностальгически звучала с экрана задорная песенка из «Карнавальной ночи», а я рассматривала подборку фотографий веселых молодых парижан, погибших при теракте, и думала о том, что пять минут назад они беззаботно сидели в ресторане, шли в обнимку по улице, радовались, что попали на концерт любимой группы… И эти пять минут были последними в их короткой жизни.
А на фотографиях в «Фейсбуке» остались их счастливые лица и веселые статусы. Это не вечерний телевизионный боевик с условными злодеями — это страшная реальность. Не бутафорская, а настоящая кровь. И патроны, увы, не холостые. И мы не вздохнем облегченно на финальных титрах. God bless you, France.
Мы разделяем твою боль. Беда пришла и к нашему порогу…
Возвращаясь к сериалу о Людмиле Гурченко, который был щедро анонсирован в телевизионном пространстве, хочется отметить, что режиссер Сергей Алдонин проявил не свойственную современному бытописательству тактичность и деликатность в изложении материала, основываясь на книгах актрисы и фактах ее биографии. Много копий в комментариях было сломано по поводу сходства главной героини с легендарной Люсей Гурченко: и рост/вес, и объем талии, и разрез глаз, и говор южный, и пластика — обсуждалось и осуждалось всё.
Зрительское жюри, разбалованное карнавалом шоу двойников типа «Точь-в-точь», хотело полного сходства и соответствия своим представлениям об актрисе. На мой взгляд, Юлия Пересильд вполне справилась с рисунком роли, хотя все же ее амплуа ближе к лирической героине.
Другой вопрос, что получилось повествование не о творчестве, его муках, взлетах и падениях в постижении актерского мастерства, а подробное бытописание с переменой мужей — фактически, наверное, точное, но мало раскрывающее процесс рождения звезды советского кинематографа. Боясь, видимо увести зрителя в сложный мир профессиональных интересов, создатели фильма сосредоточились на бытовых деталях, получив в итоге стандартную среднестатистическую иллюстрацию в духе «Каравана историй».
Можно рассуждать, не переигрывает ли актер Добрынин с акцентом и постоянной ажитацией в роли отца, не слишком ли аморфна Надежда Михалкова в роли матери, похож ли Николай Расторгуев на Бернеса, а Миллер — на Кобзона, почему Высоцкий, явно проглядывающий в Шкаликове, зовется Новицким и воспитывает девочек-двойняшек, и похожа ли на царственную Ангелину Степанову актриса Ольга Науменко. Главное не в этом. Нам в очередной раз показали стандартную многосерийную ретро-мелодраму с полным набором встреч, расставаний, метаний и терзаний на лирической почве, где героиня волею судеб актриса, а не медсестра, манекенщица или домработница, но именно эта профессиональная часть ее жизни, как обычно, осталась за кадром, обозначенная пунктиром упоминаемых фильмов и саундтреками любимых песен.
Сразу захотелось пересмотреть «Пять вечеров» и «Полеты во сне и наяву», «Двадцать дней без войны» и «Вокзал для двоих», да и прелестную «Соломенную шляпку» и неувядающую «Любовь и голуби», чего и вам желаю. Ей-богу, эти фильмы расскажут вам о Людмиле Гурченко больше, чем дотошное перечисление ее мужей с не менее прекрасными свекровями.
Ксения Маевская