Почему наш зритель не согласился с итогами «евровидения»
Победа Кончиты Вурст на «Евровидении», кажется, затмила собой все остальные телевизионные события недели. Женщина с бородой потрясла мир и осталась довольна собой. Уже вчера интернет выдал, похоже, весь спектр возможных шуток и ассоциаций на тему, главная из которых, конечно же, про то, что бородатые женщины испокон веков были гвоздем программы в цирках и на карнавалах.
И если смотреть «Евровидение» с такой позиции — грандиозное музыкальное шоу на потеху и для удовольствия широкой публики, какими и были карнавалы в средние века, — то вопросов к победительнице быть вообще не может: каждый развлекает публику так, как может, и так, как считает нужным. Благодаря «Евровидению» мир увидел латексных троллей Lordi из Финляндии, сменившую пол Дану Интернэшнел из Израиля и травести-трио Sestre из Словении. Вряд ли после такого пестрого калейдоскопа персонажей (а Lordi и Дана — вообще победители) стоит удивляться появлению бородатой женщины, которая поет о возрождении Феникса из пепла — вполне себе в духе карнавальных традиций старушки Европы.
Но, судя по бурной реакции в социальных сетях и на нашем сайте, российский зритель не согласился с такой победой. И, возможно, потому, что «Евровидение» он склонен расценивать не как очередное музыкальное шоу, которых пруд пруди, а как Олимпиаду по пению: здесь речь идет не о развлечении и масштабном шоу с лазером и блестками, а о государственном престиже и поддержании певческого реноме страны.
Именно поэтому экзерсисы по типу «женщина бородатая, одна штука» вызывают такой негативный отклик: наш зритель собрался у экрана, чтобы защищать честь и престиж страны, и он ждет такого же отношения от других стран-участниц. И логично негодует, когда вместо просто хорошо поющего исполнителя вдруг видит хорошо поющую Кончиту Вурст, которая мало того что женщина с бородой (или мужчина с грудью и в платье — это как посмотреть), так еще и попросту не существует (Кончита Вурст — творческое альтер эго Тома Ньюверза, то есть, по сути, такого человека, как Кончита Вурст, нет).
Получается так: мы им хорошеньких сестер Толмачевых, которые и песню спеть, и на качелях покачаться, а они нам то-чего-на-белом-свете-вообще-не-может-быть. Отсюда и негатив: договаривались на концерт, а получили цирк с конями, на фоне которого наши девочки выглядят вполне посредственно.
При этом в общем и целом российский зритель не против смотреть на мужчин в женском обличье и женщин в мужском: пример тому — неизменное внимание воскресными вечерами к шоу «Один в один!» на «России» и «Точь-в-точь» на Первом канале. Тут и Вадим Казаченко в образе Софии Ротару, и Юлия Паршута в обличье Филиппа Киркорова — и все в порядке: идет обсуждение творческого подхода и певческих талантов, а не пропаганды и надругательства над ценностями.
И это опять же можно объяснить: «Один в один!» и «Точь-в-точь» декларируются как шоу перевоплощений, а значит, гендерные шалости вполне допустимы форматом — в кого будет перевоплощаться артист, одной только «кнопке» известно. «Евровидение» же воспринимается как годовой отчетный концерт, на котором все серьезно, никаких вольностей быть не может. Поэтому Кончита Вурст становится мальчиком для битья, поскольку за три минуты на сцене нарушила все возможные правила и стереотипы.
Более того, публика истосковалась по линчеванию: давно уже не было жертвы, на которую можно спустить собак. В январе была Жанна Фриске с тяжелым диагнозом, месяцем позже — Евгений Плющенко, снявшийся с Олимпиады, теперь вот одиозная Кончита и ее борода.
К счастью, прошлая неделя не ограничилась «Евровидением». Хоть оно и шло три дня, эфир телеканалов по большей части был посвящен празднику Великой Победы. С понедельника по четверг Первый канал показал отличный мини-сериал «Переводчик» с Виталием Хаевым (о нем писала наш обозреватель Ксения Маевская, и читатели в большинстве своем согласились с ней в том, что такого трогательного и настоящего фильма на ТВ не было уже давно).
9 мая в эфир вышли «Не покидай меня» с Алексеем Гуськовым и «Диверсант» с Владиславом Галкиным. К этим проектам можно относиться по-разному, но нельзя не уважать стремление телеканалов показывать (и заказывать) фильмы о тяжелых эпизодах нашей истории.
Благодаря телевидению за четыре с небольшим месяца этого года многие в очередной раз вспомнили и задумались о трагических, но крайне важных событиях: о блокаде Ленинграда рассказал фильм «Ладога», о взрыве на Чернобыльской АЭС — «Мотыльки», о Великой Отечественной войне — «Переводчик» и множество других художественных и документальных фильмов, показанных на прошлой неделе. Смотреть тяжело, но тем ценнее, что телеканалы ставят их в прайм-тайм: это значит, что главные медиа страны нас не только развлекают, но и воспитывают. А это значит, мы будем помнить о важном.