Открытие олимпиады в сочи: и восторги, и вопросы
У меня была одна знакомая дама весьма немолодых лет. Дама выросла без отца: ее мать развелась с ним, потому что подозревала в троцкизме. Для тех, кто не в курсе: троцкизм в 30-х был чем-то вроде оппозиции, приверженность которой была смертным грехом.
С тех пор как я узнала эту историю, я не говорю о политике, чтобы избежать ненужных ссор. Поэтому и пишу я не о политике, а об эстетике и о чем-то личном.
Главным событием недели, вне всякого сомнения, стало открытие зимних Олимпийских игр в Сочи. Меня совершенно не интересует спорт. Я до сих пор не знаю, что такое игра плей-офф или положение вне игры. В детстве я, как и все, смотрела фигурное катание, но только потому, что это красиво.
Поэтому вопрос, кто завоюет больше блестящих кружочков, мне не интересен.
Решение проводить Олимпиаду в нашей стране не вызывало у меня восторга. Наверное, я как-то неправильно люблю родину, но для меня причина гордиться страной — это медицина, образование, дороги, а не построенный за пару тысяч километров от моего дома дорогущий стадион и дорогущий же фейерверк на открытии. Но что сделано, то сделано.
Шоу на открытии было красивым, хотя, если честно, я ожидала большего, принимая во внимание весь там-там в прессе.
Некоторые моменты очень понравились. Например, то, как был обставлен выход национальных команд на фоне ночного вида каждой страны из космоса. Понравилось зажжение огня, когда огоньки, как шагающие человечки, быстро взбирались к самой чаше.
Понравилась часть шоу, посвященная 30-м годам: оживший русский авангард. Художник-постановщик Георгий Цыпин действительно знает свое дело, и не случайно он нарасхват в оперных театрах по всему миру.
Но вопросов возникает гораздо больше, чем восторгов. Куда делись 500 лет между самоутоплением града Китежа при татаро-монголах и строительством флота Петром Первым? Непонятно, почему такой акцент сделали на стилягах — совершенно маргинальной, но яростно травимой молодежной субкультуре 50-х? Почему, когда девочка Люба летит над широко раскинувшейся страной, звучит хор пленниц («Улетай на крыльях ветра») из «Половецких плясок» Бородина?
Почему в России XIX века акцент сделан на армии и ничего не сказано про успехи в науках и ремеслах? Почему голубок мира изображают какие-то медузы? Зачем переделывать старый номер Дианы Вишневой (я видела его на сцене в театре — он там прекрасно смотрится) в коллективное действо на большой арене?
Почему олимпийский флаг несли Михалков, Хаматова и Гергиев? Последние двое — очень достойные люди, но ни разу не спортсмены. Достойных в стране много — почему выбрали именно их?
Вопросов больше, чем ответов. Честно говоря, мне гораздо интереснее было смотреть на Первом фильм про закулисье шоу, чем само шоу.
Игры начались. Можно пожелать всем спортсменами хороших выступлений. Я посмотрела немного фигурное катание.
Россия по-прежнему сильна в этом виде спорта. Я радовалась победе наших спортсменов и, прежде всего, выступлению 15-летней Юлии Липницкой. И радовалась я не потому, что у этих людей российские паспорта, а потому что они все сделали красиво и по-чемпионски.
Олимпийский девиз, придуманный основателем Игр Пьером де Кубертеном, — «Главное не победа, а участие». И не будем об этом забывать.