Максим матвеев: сын не ограничивает мою свободу
Максим Матвеев
Почти три года назад он женился на своей коллеге Елизавете Боярской. В апреле прошлого года у них родился сын Андрей. О том, как меняется жизнь мужчины с обретением статуса отца и мужа, актер театра и кино доверительно рассказывает HELLO!
На фотосессию HELLO! Максим приехал в черных джинсовых брюках и рубашке. Воображение дорисовывает наушники и мотоцикл. Потом он надевает элегантный костюм и выглядит в нет так же органично — не хватает телефона Vertu и белоснежной яхты на заднем плане. Я не великий шмоточник, к нарядам отношусь ровно, — говорит он. Работая с ним на съемках, фотограф отмечает его яркую индивидуальность и по-голливудски профессиональное поведение перед камерой.
Матвеев без грима мог бы сыграть любого прекрасного принца, поэтому невольно от него ожидаешь некого самолюбования, нарочитой любезности, громких фраз. Но нет, он скромен, вежлив, внимателен, вдумчив. К каждому предложению добавляет осторожное мне кажется.
Будто внутри у него сидит человек, который ни к его внешности, ни к популярности не имеет никакого отношения.
О фильме Станислава Говорухина Weekend:
… это невероятный опыт, начиная от знакомства со сценарием и заканчивая последним съемочным днем. Я безумно благодарен Станиславу Сергеевичу, который подарил мне эту возможность. Он даже не проводил пробы!
Было знакомство. Я пришел, заранее прочитав сценарий, со своими мыслями, идеями, готовый бороться за роль. Мы посидели-пообщались, я сказал: Я готов попробоваться. Но Станислав Сергеевич посмотрел на меня, выдержал паузу и, попыхивая трубочкой, сказал: Нет, я не провожу пробы. И мы начали работать. У Станислава Говорухина описана потрясающая ситуация, и не попробовать себя в этой роли было бы преступлением против собственных желаний.
Там интересный персонаж, характер, который играть мне еще не приходилось. Еще во время учебы в Школе-студии МХАТ я заметил, что отрывки из финалов пьес, находящиеся на пике эмоциональности, у меня получались лучше всего. И в этом кино мой герой практически все время находится в таком расшатанном, подвижном состоянии.
… в фильме Говорухина безотносительная универсальная действительность. Непонятно, в какой стране все происходит, какие-то офисы, дороги, парки, у полицейских непонятная форма. Интересно то, что несмотря на черно-белую эстетику, фильм получился очень современным за счет адекватной времени мотивации героев.
… Мне кажется, что сейчас не то время, чтобы совершать преступления из-за любви. И Станислав Сергеевич очень прав, что расставил именно такие акценты. У нас герой совершает убийство ради денег, и это выглядит правдоподобно.
В фильме Weekend есть расчетливый персонаж и циничная современность.
О том, что стал жестче:
Мне кажется, это не только моя личная история, это результат естественного отбора, если можно так сказать. Окружающая жизнь подкидывает все новые обстоятельства, в которые нужно вживаться, которые нужно учитывать. Они накапливаются, и у тебя появляется все больше кругов внимания.
Ты должен сделать это, успеть это, для себя сделать это, а для тех людей то. У тебя нет возможности отвлечься попусту, быть мягким, проявлять слабость. Вся юношеская летучесть, рассредоточенность уходит, и ты приземляешься, становишься таким осьминогом — и тут галочку поставил, и тут успел, и сюда пришел.
Это не очень хорошо, но я стараюсь давать себе возможность отдохнуть от такого ритма жизни. Это всем нужно, а актерам, мне кажется, особенно.
О Петербурге и Москве:
Ощущения абсолютно разные в этих двух городах. В Москве вся энергия направлена во внешний мир, а там — во внутренний. В Петербурге занимаешься собой, что-то читаешь, постоянно происходят внутренние перестановки, перестроения — это все тоже требует усилий.
О будущем и благотворительных проектах:
На данный момент — будущая роль. Не буду вдаваться в детали, скажу лишь, что она связана с творчеством русского классика. В нее можно с головой окунуться, и чем дальше, тем интереснее, но тем труднее добраться до сути. Потому что мой герой — автор многогранный и безумный. И герои у него такие же — будто немножечко с себя списанные.
Я смотрю фильмы, которые сняты на эту тему, — для меня это тоже работа. Чтобы тот персонаж, который у меня получится, был индивидуальностью, не был похож на других.
Я люблю покопаться в патологических вещах. У меня есть несколько знакомых психиатров, с которыми очень интересно разбирать роль. Сейчас общаемся, переписываемся, накидываем друг другу какие-то мысли. Перечитываю в который раз сценарий, ищу нюансы, которых раньше не замечал.
Так что одна из главных моих целей — подойти к съемкам, которые состоятся в августе, как можно более подготовленным. Если говорить о другом… Недавно случайно наткнулся на индийскую мудрость: Ребенок — гость в твоем доме. Вскорми, обучи и отпусти. Одна из целей — обучить этого маленького человечка, который у нас растет. (Смеется.) Ну и так, пожалуй, все.
Хотя есть еще цель, связанная с благотворительностью, с нашей организацией Доктор- клоун.Сейчас все это так активизировалось, завертелось: сначала День ребенка, потом День семьи, а там и День врача на носу — очень много поводов, во всем надо участвовать. Сейчас у нас будет, так называемая школа по обучению волонтеров — этому тоже надо отдать какое-то количество времени. Время сейчас такое — бешеное и интересное. Пожалуй, вот эти три задачи у меня на ближайшее время.О мужских игрушках:
Как раз недавно думал о мотоцикле. (Улыбается.) Но, честно говоря, мысли такие гостят у меня не очень долго — нет у меня какой-то вещи, да и не надо. Мне ведь даже пользоваться ею некогда.
Екатерина Гусева и Максим Матвеев в фильме Weekend
О сыне Андрее:
Я не отношусь к появлению ребенка, как к ограничению свободы. Не чувствую, что стал более зависим, что что-то ушло. Андрею год и месяц.
Этот парниша познает мир, у него процесс накопления информации в самом разгаре. Это захватывающий этап и в моей жизни.
Уже были первые […шаги…], полеты и побеги. Чувствую, что я ему обязан. Обязан проводить с ним время, ввести его в какие-то координаты мира, чтобы ему потом было полегче. Но я не отношусь к занятиям с ребенком как к повинности.
Для меня это забавная, интересная и в какой-то степени адреналиновая вещь.Я люблю и хочу все делать сам в полной мере. Чтобы прочувствовать каждый момент. Хочется не просто сидеть рядом, а участвовать в создании пирамидки. Чтобы понимать, что на данном этапе времени я приложил максимум усилий, чтобы человечку помочь.О жене Елизавете Боярской:
Нас появление ребенка только сблизило, мы этот путь прошли вместе.Начинали с посещений курсов молодых родителей перед рождением сына. Ведьдля нас обоих это новый статус — родительство. Мы с Лизой и дальшепродолжаем идти по неведомой пока для нас дорожке вместе. Тут вопросаКто больше сделал? не возникает. Мы много работаем, много ездим ивсюду берем Андрея с собой.
Парень пока недовольства не выражал. Мнекажется, его эти перемещения только закаляют. Он очень подвижный, готов кпеременам, легко идет на контакт.
О переменах за последние пять лет:
Изменения колоссальные. Я был такой нервно сомневающейся натурой. Мне это мешало, но с другой стороны — это свойство характера не давало чрезмерно самоувериться в себе.
А сейчас появилось спокойствие, ушел лишний нерв. Раньше мне было очень страшно перед выходом на сцену, я видел перед собой этот порог и был просто как зашоренная лошадь — ничего не видел и не слышал.
Теперь мандраж пропал. Я уже знаю, что буду делать, и открывается больше возможностей для фантазий, импровизаций, дальнейшего роста. Потом я стал более открыт для замечаний режиссера и предложений коллег.
Стал более уступчивым, понимающим и принимающим позицию другого человека. В отрицании своих эгоистических желаний, в отказе от своих предпочтений я даже стал находить какой-то кайф, удовольствие. Например, если графики наших с Лизой перемещений совпадают, я легко откажусь от поездки если будет такая возможность чтобы остаться дома.
О планах на лето:
Работа, работа, работа. Петербург, Москва, Суздаль — такая у меня география съемок. В свободное время — Петербург, семья.
Об общении в соцсетях:
Я просто к подобного рода общению отношусь с предубеждением. Это подмена человеческого общения. Лучше созвониться с друзьями и увидеться. И потом это сильно отвлекает от того, что происходит здесь, сейчас, в данную минуту.
Поэтому сидеть в Интернете и перекидываться фото и фразами я не буду. Интернет для меня — большая энциклопедия, концентрат информации, который может мне помочь. Я могу найти в любой момент книгу, фильм — что угодно.
А общаться я люблю как-то без режима online.
О трактовке актерской профессии:
Когда я учился, для меня важно было ощущать, что я действительно какой-то уникальный. Мне казалось, что актер вроде железного человека. Сейчас я думаю, что актер-обманщик, создатель иллюзий, клоун, дурак.
Сегодня, наоборот, мне важно ощущать, что я такой же, как и все остальные, что я испытываю ровно то же, что и человек любой другой профессии.
О разноплановых ролях:
Раньше действительно такие разговоры [… о внешности…] доставляли дискомфорт и неудобство. Но я уже научился не воспринимать их всерьез. Кроме того, сейчас мне предлагают роли не только героев-любовников, мне грех жаловаться.
На самом деле это началось с фильма Не скажу (в этой картине Максим сыграл с Лизой Боярской. — Ред.). Это был очень неожиданный и интересный эксперимент. На самом деле, как и любому актеру, с каждой ролью хочется находить для себя что-то новое. Вот интересный пример: сразу после драмы Август. Восьмого, где я играл сурового человека войны, для которого ужас, творящийся вокруг, стал просто работой, я снялся в телефильме у Карена Оганесяна.
Небольшая, но интересная роль — там человек, который при звуке выстрела, извините за подробность, мочится в штаны, ему страшно до такой степени, что его трясет, он не в состоянии даже винтовку поднять. Поэтому стереотипы я заставляю работать на себя, каждый раз с азартом бросая себе вызов: смогу ли я создать иллюзию другой жизни? Смогу найти что-то неожиданное и новое?
Смогу ли я удивить всех? Пока получается. (Смеется.)