Календарь сплетника: королева сцены майя плисецкая
Сегодня свой 86-й день рождения отмечает великая балерина Майя Михайловна Плисецкая. Вспомним основные вехи ее жизни и творческого пути.
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Почти все члены ее семьи были связаны с искусством: мать — Рахиль Михайловна Мессерер — была актрисой немого кино, тетя и дядя — Суламифь и Асаф Мессерер — выдающиеся артисты балета, другая тетка — Елизавета — была театральной актрисой. Далеким от искусства был лишь отец Майи Михайловны — Михаил Эммануилович Плисецкий, который занимал руководящие административные должности.
Тяга к сцене у Майи Михайловны была с детства. А после выступления в самодеятельной постановке оперы Даргомыжского Русалка во время пребывания на острове Шпицберген, она ею заболела окончательно. Тогда на семейном совете было решено по возвращении в Москву отдать девочку в хореографическое училище.
Так в 1934 году Плисецкая была определена в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.
Детство Плисецкой была очень непростым. В ночь с 30 апреля на первое мая 1937 года, когда Майе было 11, арестовали ее отца, спустя год он был расстрелян. Прямо в Большом театре арестовали и мать, которая была выслана в Казахстан в Акмолинский лагерь жен изменников Родины (она вернулась оттуда в 1941 году).
После этого Майя стала жить со своей тетей Суламифь Мессерер.
Накануне Великой Отечественной войны — 21 июня 1941 года — состоялся выпускной концерт на сцене филиала Большого театра. Это был первый настоящий успех Майи.
Во время войны Плисецкая с семьей эвакуировалась в Свердловск. Но не имея возможности заниматься там балетом, она поняла, что еще чуть-чуть — и с ним можно будет распрощаться навсегда. Тогда юная Майя решилась на смелый поступок, достойный восхищения: чтобы продолжить обучение, она, несмотря на возражения родственников, самостоятельно вернулась в Москву.
И не напрасно. В 1943 году Плисецкая окончила Московское хореографическое училище и уже первого апреля 1943 года была принята в труппу Большого театра. Впоследствии Плисецкая видела некую мистику в том, что была зачислена туда в день, когда никому нельзя верить.
Начинала молодая балерина в кордебалете, однако, параллельно она принимала участие в различных концертах. Уже в то время Майя начала танцевать Умирающего лебедя, которого впоследствии исполняла на протяжении всей жизни, восхищая всех своими поистине лебедиными движениями рук. Говоря об этом балете, Плисецкая как-то очень точно сказала:
Важно танцевать музыку, а не под музыку.
С самого начала была видна необычайная выразительность, страстность, артистичность, музыкальная восприимчивость балерины. Природа наградила Плисецкую великолепными данными, которые она сумела развить — высокие прыжки, великолепное вращение. Довольно быстро она перешла в Большом театре на сольные партии.
Первую главную роль — Машу в балете Чайковского Щелкунчик — она станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре. Затем последовали новые партии.
Карьера Плисецкой складывалась как нельзя более успешно. Она исполняла самые известные партии мирового балета, среди которых — Жизель, Одетта-Одиллия в Лебедином озере, Аврора в Спящей красавице, Раймонда в одноименном балете Глазунова и многие другие.
Личная жизнь Майи Михайловны также счастливая. Второго октября 1958 года она вышла замуж за композитора Родиона Щедрина, с которым познакомилась в гостях у Лили Брик. Плисецкая и Щедрин всегда жили душа в душу, по их собственным словам, им никогда не скучно друг с другом.
В 1960-е годы, после ухода со сцены Галины Улановой, Плисецкая стала примой Большого театра и недостатка в спектаклях у нее уж точно не было. Однако, она все-таки ощущала некоторую творческую неудовлетворенность, ей хотелось чего-то принципиально нового. Так, в 1966 году, когда на гастроли в Москву приезжал кубинский хореограф Альберто Алонсо, Майя Михайловна решила пригласить его поставить балет Кармен, о котором давно мечтала.
А транскрипцию знаменитой оперы Бизе сделал ее супруг Родион Щедрин. 20 апреля 1967 года на сцене Большого театра состоялась премьера Кармен-сюиты. Именно с этой своей героиней — свободолюбивой отчаянной Кармен — больше всего ассоциируется сама Плисецкая.
У Майи Михайловны были крайне сложные отношения с советской властью. С одной стороны, ей, как выдающейся артистке, оказывались почести. Но, при этом, она постоянно ощущала давление — за ней шпионили, препятствовали поездкам за границу, пытались мешать танцевать то, что ей хотелось.
Для ее свободолюбивой творческой натуры это было очень мучительно.
В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде.
Кстати, Майя Михайловно очень успешно снималась в кино. Среди фильмов с ее участием — Анна Каренина Зархи, Зодиак Вайткуса, Фантазия Эфроса.
Анна Каренина
Плисецкая также всегда уделяла большое внимание моде, считая ее великим искусством. Олицетворением парижского стиля для нее стал Пьер Карден. Была она также представлена и Коко Шанель, которая преподнесла ей в подарок наряд из своей коллекции.
Свой последний спектакль в Большом театре, которым стала Чайка, Майя Михайловна станцевала четвертого января 1990 года. Основной причиной ухода балерины из театра стали давние разногласия с художественным руководством. В 1991 году, вместе с супругом Родионом Щедриным, Плисецкая обосновалась в Мюнхене, где они проживают и по сей день.
В одном из интервью мудрая Майя Михайловна сказала:
За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую, как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы.
Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. И только так.
Искренне поздравляем Майю Михайловну с днем рождения и желаем ей здоровья, счастья и долголетия!