Календарь сплетника: кино дэвида линча

Календарь сплетника: кино дэвида линча

20 января Дэвиду Киту Линчу исполняется 64 года. Он родился в городке Миссула (штат Монтана, США). Будущий режиссер учился в Пенсильванской академии искусств, где изучал живопись и фотографию.

В 1966-м Дэвид увлекся мультипликацией и создал свой первый короткометражный мультфильм Six Figures Getting Sick.

Не заставил себя ждать и первый короткометражный фильм — Алфавит. В нем также не обошлось без мультипликации — она была совмещена с кинокадрами. Главную роль в фильме сыграла первая жена (всего их было четыре) будущей легенды кино — Пэгги.

Идея короткометражки была взята из ее кошмарного сна.

Параллельно Дэвид работал над сценирием фильма Бабушка — о мальчике, который устав от собственных, мягко говоря, странных родителей, решает вырастить себе добрую бабушку. Для реализации проекта Линчу нужны были деньги, и он принял участие в конкурсе на получение стипендии Американского института кино. Стипендию молодой режиссер получил.

Плодом этого стала 35-минутная картина Бабушка.

Бабушка

Еще через четыре года Линч снял короткометражку Безногая. Это история о женщине, которая вслух проговаривает письмо во время операции по ампутации ног.

Спустя еще три года Дэвид Линч подготовил свой полнометражный дебют — фильм Голова-ластик. Всего он трудился над картиной порядка пяти лет. Он собирал деньги на съемки самыми разными способами — вплоть до развоза газет. Также в первый год работы Дэвид пережил разрыв с женой.

Незадолго до развода у них родилась дочь, так что поклонники творчества Линча полагают, что режиссер воспользовался в работе над фильмом еще и личным опытом.

Картина снималась кусками, поэтому декорации постоянно приходилось собирать и разбирать. Интересно, что, например, сцену, когда герой Генри входит в квартиру сняли через полтора года после того, как он открывает дверь. А актер Джек Нэнс все пять лет ходил с характерной прической своего персонажа.

Голова-ластик

Роль ребенка-мутанта досталась забальзамированному зародышу теленка. Правда, Дэвид так и не рассказал, как ему удалось заставить его двигаться подобным образом. После окончания съемок Линч лично похоронил зародыш.

Голова-ластик

Прокатные компании скептически отнеслись к Голове-ластику, но уже через несколько лет лента стала культовой. А в 2004-м ее признали культурно значимой и поместили в американский Национальный киноархив.

Голова-ластик стала одним из любимейших фильмов Стэнли Кубрика (хотя сам Линч говорил, что Кубрик — один из его учителей; к ним он, кстати, причислял и Феллини, у которого тоже сегодня день рождения). Посмотрев картину, ею были также восхищены Мел Брукс и Джордж Лукас. Лукас предложил Линчу снять заключительный эпизод Звездных войн, но молодой режиссер это предложение отклонил.

Зато согласился на сотрудничество с Бруксом и к 1980-му снял Человека-слона. Кстати, из титров продюсер Брукс, известный, по большей части, комедиями, свое имя деликатно убрал. Сделано это было для того, чтобы у зрителей не сложилась превратного мнения о картине.

Человек-слон — реальная история мужчины, жившего в XIX веке. У него была странная редчайшая болезнь, вызывающая деформации тела. Молодой хирург выкупил его из балагана.

В итоге, он стал развитым — интеллектуально и духовно — человеком, получившим благословение от самой королевы. Тело Джозефа Меррика (в фильме и книге, по которой он снят, героя зовут Джон) заспиртовано и находится в Королевской больнице Лондона. На основе реального облика Джозефа и делался грим, на который ежедневно уходило по 12 часов.

Человек-слон

Человек-слон стал настоящей сенсацией — он получил три премии BAFTA, четыре номинации на Золотой глобус, восемь номинаций на Оскар и Сезар как лучшая картина на иностранном языке.

В 1984-м году Линч, отказавшийся от Звездных войн, все-таки реализовал фантастический проект — он снял фильм Дюна, экранизацию знаменитого романа Фрэнка Герберта. Что интересно, когда продюсер Дино де Лаурентис предложил ему снимать этот фильм, Дэвид даже не читал романа. Более того, даже не слышал о нем.

Разговор происходил по телефону, и Линчу из-за помех показалось, что де Лаурентис говорил о какой-то фантастической эпопее под названием June — Июнь.

Хоть в фильм были вложены огромные средства, зрительского интереса он не вызвал. Позднее была выпущена телеверсия ленты, но она не была одобрена и самим Линчем, поэтому он убрал собственное имя из титров.

Дюна

В 1986-м Линч вернулся к теме человеческих отношений и странностей. Он снял картину Синий бархат. В ней он открыл для себя еще и тему загадок и детективов, которая позже будет развита в Твин Пикс и Малхолланд Драйв.

Роль Фрэнка в Синем бархате предлагалась многим актером, но все отвергали сценарий, считая героя чересчур отталкивающим. Зато бунтарь Деннис Хоппер согласился сразу со словами:

Я сыграю Фрэнка, потому что я и есть Фрэнк!

Хоппер не прогадал — за эту роль его номинировали на Золотой глобус. Линчу же досталась еще и номинация на Оскар в категории Лучший режиссер. Фильм вызвал неоднозначные отзывы, но в итоге был признан журналом Premiere одним из самых опасных в истории кино.

А фраза Фрэнка Don’t you fucking look at me! попала в сотню самых знаменитых высказываний в кинематографе.

После Синего бархата Линч сделал перерыв в большом кино. Он сконцентрировался на работе над культовым сериалом Твин Пикс — знаменитым, неоднозначным и спорным (как, впрочем, и другие работы режиссера) проектом.

Вообще-то изначально Дэвид желал экранизировать биографию Мэрилин Монро, но ему так и не удалось получить разрешения. Кое-какие наброски из того сценария перекочевали в Твин Пикс.

Расследование убийства Лоры Палмер увлекло всю Америку (да и Европу — там, например, двухчасовая пилотная серия показывалась в кинотеатрах). Фраза Кто убил Лору Палмер? стала суперпопулярной. Изначально Линч не планировал открывать имя убийцы, однако на четкой развязке настояли телевизионные боссы.

Твин Пикс

В Твин Пиксе Линч применил еще один специфический прием — в некоторых сценах актеры читали свои слова задом наперед, потом пленку пускали в обратную сторону. Получалась членораздельная речь, но звучала она жутко.

В 1992-м был снят полнометражный приквел сериала Твин Пикс: Сквозь огонь иди со мной. Некоторые актеры из сериала не согласились участвовать в съемках, поэтому Линчу пришлось немного трансформировать сценарий.

Твин Пикс: Сквозь огонь иди со мной

Твин Пикс на время замариновал Линча в коротком метре. Он работал в малой форме — снимал телепроекты Американские хроники, Индустриальня симфония №1: Сон девушки с разбитым сердцем, В прямом эфире. Также он стал одним из режиссеров альманаха Французы глазами… и автором первого сезона загадочно-детективного Номера в отеле.

В 1990-м, когда как раз стартовал Твин Пикс, Дэвид успел выпустить еще картину Дикие сердцем с Николасом Кейджем в главной роли. За нее он тут же удостоился зрительского порицания — поклонникам показалось, что их любимчик стал слишком близок к коммерческому кино. Зато жюри Каннского кинофестиваля удостоил его Золотой пальмовой ветви.

Дикие сердцем

В 1995-м Дэвид снял короткометражку для альманаха Люмьер и компания, а в 1997-м вернулся в большое кино. Он снял картину Шоссе в никуда. В нем Линч по-настоящему развернулся к своей любви к мистификациям и загадкам.

Даже один из актеров Роберт Блэйк заявил, что не понял сценарий Дэвида, поэтому играл своего Загадочного Человека просто ассоциируя его с дьяволом.

В герое Фреде Мэдисоне немало черт самого режиссера. Дом Фреда снимался в доме Линча. Также общая черта Дэвида и Фреда — нелюбовь к домашнему видео.

Шоссе в никуда

Линч сказал, что действие в картине Шоссе в никуда происходит в том же мире, что и действие в сериале Твин Пикс. Также картина отсылает к следующей полнометражной ленте Дэвида — Малхолланд Драйв. Именно по этой дороге ехал Эдди, главный герой Шоссе в никуда.

Правда, после Шоссе в никуда вышел не Малхолланд Драйв, а Простая история. Фильм вызвал удивление несвойственной Линчу незамысловатостью. Эта картина основана на реальных событиях.

Главный герой — пожилой мужчина, который отправляется в путешествие на газонокосилке.

Простая история

В 2001-м на экраны вышел Малхолланд Драйв — самый сложный триллер Линча. Изначально он был задуман как сериал — первые 120 минут фильма склеены из пилотных серий. Финансирование он искал несколько лет.

За Малхолланд Драйв Дэвида признали Лучшим режиссером в Каннах, картина получила Сезар и была номинирована в нескольких категориях на Оскар и Золотой глобус. Кстати, благодаря ему прославилась актриса Наоми Уоттс.

Малхолланд Драйв

В 2002-м Линч реализовал сразу три проекта — короткометражку Темная комната, мультик Страна дураков и восьмисерийный фильм Кролики. Кролики — психоделическая фантазия Линча о людях-кроликах.

В 2006-м на экраны вышел последний полный метр Линча — Внутренняя империя. В нем окончательно сформулировался ее новый художественный принцип — он стал сознательно избегать однозначной трактовки своих фильмов, считая кино особым опытом, который каждый должен пережить сам.

Картину снимали в обстановке строжайшей секретности в Польше, лишь затем в Лос-Анджелесе доснимали некоторые сцены.

Внутренняя империя

Сцены из Кроликов появлялись и во Внутренней империи

Когда ждать от Линча новых работ — прогнозировать сложно. Зато, помимо кино, он успевает устраивать выставки и писать книги. В 2006-м он выпустил автобиографический труд Поймать большую рыбу.

Медитация, осознанность и творчество.

Родительский день 1981 короткометражный фильм

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: