«Уходящая натура»: ностальгия по качеству
Доброго здравия вам, поклонники волшебной лампы под названием телевизор. Помимо взметнувшихся валютных курсов и обвалившейся нефти на этой неделе наше внимание смог привлечь сериал «Уходящая натура» («Бегущая строка»), явленный нам Первым каналом.
Прямо скажем, до рейтингов параллельно идущей «Красивой жизни» не дотянул, к «Соблазну» даже не приблизился (большинство любит попроще), но след в душе оставил. Поначалу вызвал оторопь схожестью зачина с «Оттепелью», только там 60-е, а в «Уходящей натуре» — 70-е. Там — Большой Художник, мечтающий об «Осколках», здесь — мечтающий о Достоевском. Там цена вопроса — комедия про деревню, здесь — мелодрама про деревню.
Там — юная любовница получает главную роль, здесь — юная любовница получает главную роль. И что совсем путает карты, обе роли исполняет яркая Анна Чиповская. Там — гениальный сценарист, гибнущий от алкоголизма, и здесь — аналогичный случай условного Шпаликова в исполнении Игоря Скляра… Показалось, что режиссер Дмитрий Иосифов (блеснувший в свое время в роли Буратино) взялся за адаптированный для масс негламурный вариант по мотивам успеха Тодоровского.
Но, как легко выяснит дотошный синефил, «Уходящая натура» была запущена в производство раньше «Оттепели», так что обвинения в попытке погреться в лучах славы предшественника неактуальны.
После бесконечных наспех скроенных пирожков ни с чем о мытарствах полусвятых провинциалок, шагающих наперекор ненастьям к счастливым финальным титрам, «Уходящая натура» заслуживает уважения выстроенностью сюжетных линий и добротной выписанностью характеров. Если в других ретро-фильмах начинаешь от нечего делать цепляться к деталям интерьера и цветочкам на обоях, то здесь воссозданный образ времени воспринимается целиком — интересно следить за лицами, речью героев, видеть оттенки и полутона. Ностальгия есть, но не по бобинному магнитофону, а по качественному кинематографу.
Не всегда звездный состав, увы, предполагает достойный результат, а в этой работе наконец-то нет ощущения игры вполноги, когда по одну сторону экрана злодей шевелит ноздрями, а по эту — зритель, зевая, жует бутерброд. Здесь оторваться невозможно от умело выстроенной интриги и напряжения, возрастающего с каждой серией.
Сергей Колтаков, Мария Шукшина, Игорь Скляр, Алена Бабенко, Анна Чиповская, Тимофей Трибунцев, Лика Нифонтова, Олег Тактаров, Владимир Вдовиченков играют действительно «на разрыв аорты». Ретро здесь не в умело воссозданных партсобраниях, а в забытой манере классической актерской игры, мало востребованной сегодня. Потрясающие актеры, когда есть что играть.
Ни одной фальшивой ноты.
Но раз уж мне нужно выступать в амплуа вредины, найду к чему придраться. Мне не хватило музыкальной темы, сквозной линии, пронизывающий весь сериал. Не песен того времени для иллюстрации конкретных 70-х, а атмосферной стилизации Меладзе, которая скрепила сюжетную ткань в «Оттепели».
Как срослась с музыкой Таривердиева «Ирония судьбы», так без Зацепина не представить фильм «Земля Санникова», а без Пахмутовой — «Три тополя на Плющихе».
И озадачивший многих финал. На форумах копья ломают: умер главный герой или нет. «И почему он говорит сидящей в избе любимой женщине: «Вот я и пришел»? Значит, она умерла раньше? Или просто ему стало плохо от страха за Катерину, а все остальное дорисовало его болезненное воображение?» На мой взгляд, получилось, как в филармонии: последние такты, раздались аплодисменты, а музыканты через паузу дают бравурную коду. И только тогда нужно хлопать.
В нашем случае получилось две макушки — два финала. И насколько сильнее стал бы неожиданный переход от реалистичной стилистики, в которой выдержан фильм, к мистической встрече с выросшим сыном Кати, который сообщает ему, что она осталась с мужем и всю жизнь прожила в деревне, а фоном — кадры в телевизоре с фильмом, который они снимали, с исправленной, человеческой концовкой, где герой женится не по велению партии и долга, а очертя голову бросается к любимой.
И обрыв пленки… Заглянул в будущее, где не суждено быть вместе двум любящим сердцам, но свободу своих чувств навсегда запечатлел в снятом фильме. И все. Титры.
Так что кто пропустил «Уходящую натуру» — посмотрите. Посреди сериальных сугробов — если не весна, так оттепель.
Ксения Маевская