Первый канал вспомнил абдулова, буркова и допросил евгения миронова
Егиазарова Илона, главный редактор «Вокруг ТВ»,
glavred@vokrug.tv.
Обзор телесобытий с 27 мая по 3 июня.
Прошедшая теленеделя запомнилась многочисленными программами, посвященными двум актерам — Александру Абдулову и Георгию Буркову.
Я не могу представить Абдулова 60-летним. Помню тот новый, 2008 год. Включаю телевизор 3 января — а там сообщают о смерти актера. Весь день прорыдала. И не потому, что как-то по-особому выделяла Абдулова из актерской среды — я как раз трезво отношусь к его дарованию. Но он относился к типу таких харизматичных людей, из которых и складывается твое ощущение Родины.
Ну вот что такое Родина по большому счету? Конечно, твой дом, семья, могилы близких, твое окружение, но еще и книги, на которых ты вырос, фильмы, актеры. Я отношусь к поколению, выросшему на д’Артаньяне-Боярском и Абдулове — герое «Обыкновенного чуда».
В его, тогда молодого и неописуемо красивого, влюблена была вся страна.
Потом полюбили их с Алферовой пару. Потом страна остро переживала их развод. В это же самое время распадались и другие актерские пары, но вот этот развод почему-то больно ранил всех зрителей. Потом все пристально следили за тем, как складывается жизнь экс-супругов по отдельности. В Абдулове покоряло то, что, расставшись с женой, он никогда не говорил о ней плохо: как возвел на пьедестал, так на Алферову и смотрел снизу вверх.
Конечно, он был стопроцентным мужиком — редкое качество для людей его профессии: и подраться мог, и кутить ночи напролет. Это про него фраза: «Полюбить — так королеву, проиграть — так миллион». Как-то он сказал, что жизнь — это дорога, и качество жизни определяется не длиной этой дороги, а шириной. Он широко прожил: огромное количество друзей, интересные встречи, застолья… Сыграл многое из того, о чем мечтал: например, Коровьева в «Мастере и Маргарите» Бортко.
В этом телефильме мне запомнился один эпизод, когда в финале срываются все маски, и фигляр Коровьев превращается в рыцаря с печально-благородным, вдохновенным лицом… Мне кажется, ради этого преображения Абдулов и играл эту роль — это было какое-то его внутреннее, глубоко запрятанное переживание. А его роли в «Гении», «Сошедших с небес», «С любимыми не расставайтесь»… И та одержимость, с которой он пытался снять «С любимыми не расставайтесь — 2» — словно войти во второй раз в воду с женщиной всей его жизни…
В программе Малахова «Сегодня вечером» неожиданно получилось тепло, по-человечески, без любимых малаховских «подстав» вспомнить Абдулова. Рыдали все, даже «железная леди» Хакамада. В студии присутствовала женщина, которая, знаю, глубоко и преданно любила Абдулова.
Не буду называть ее имени, я делала с ней интервью, и она внезапно так открылась, так расплакалась. Он не ответил на ее чувство, тактично и нежно перевел отношения в дружеские. Я смотрела на эту женщину в этой передаче и ощущала, какую боль от этой смерти она испытывает.
И с какой нежностью смотрит на Женю — папину копию…
Я не знаю, что происходило в семье Абдуловых после смерти Александра Гавриловича. Эти имущественные скандалы, дележ домов, уезд мамы в Ивановскую область, смерть брата Роберта… Юлия, последняя жена Абдулова, не производит впечатления хищницы. Но вот то, что 92-летняя мама одна, без присмотра и так неблизко от внучки, — это нехорошо…
Георгий Бурков — актер другого полюса. Если Абдулов ничего не играл, брал непосредственностью, легкостью, то Бурков тщательно продумывал свою роль, выстраивал и моделировал ее в голове. Я беседовала с его женой Татьяной Ухаровой, которая стала героиней документального фильма, показанного Первым каналом.
Она большой молодец: сумела после смерти мужа донести до всех, что вот этот актер с «лицом алкоголика», которого многие из зрителей знают только лишь как короля эпизодов, был тонким, рефлексирующим интеллигентом. Многие годы вел дневники, распланировал собственное творчество до 2010 года, но, поскольку давно страдал болезнью сердца, каждую свою запись заканчивал аббревиатурой ЕБЖ — Если Буду Жив.
Показанный в воскресенье фильм «Двое и одна» пронзил: так просто он сделан, а какие эмоции вызывает, и какие настоящие характеры в нем, и какой мудрый там Бурков.
Татьяна Ухарова мне рассказывала, что ее муж ходил на кладбище — смотреть человеческое горе, чтобы напиться им для роли. А однажды он увидел, как машина задавила собаку, и та издала ужасающий крик. Он тогда пришел домой потрясенный и оставил запись в дневнике: «Вот и играть надо так — как крик этой собаки…»
Он очень дружил с Василием Шукшиным. Мечтали вместе снять «Степана Разина», долго говорили, записывали мысли в блокноты. «Джорджони, — шутливо обращался к другу Шукшин, — первый тайм мы уже проиграли-пропили… Надо спешить жить, выполнить, что задумали». Говорил, настраивал, вдохновлял, а сам умер внезапно. Бурков еле тогда пережил это горе…
Скучный, наверное, получился у меня обзор, странный, печальный. Но уже несколько дней не отпускает мысль: были такие люди, такие актеры на нашей с вами памяти! Ушли — и их место никто не занял.
В программе «Познер» показали беседу с актером другого поколения — Евгением Мироновым. Я искренне считаю его гением. Ничего удивительнее, чем его роль Мышкина в сериале Бортко «Идиот», я на телевидении не видела. И какой роскошный собеседник, думающий, с пытливым умом.
И как провалил эту беседу Познер! Хотелось, чтобы Евгений говорил, раскрывался, а его обрывали на самых интересных местах, чтобы задать банальнейшие вопросы, типа: «А вы играли Гамлета?». По-моему, любой журналист знает, что Миронов играл Гамлета у Питера Штайна — об этом тогда писали и снимали сюжеты все.
А вопрос «Вы ставили что-нибудь как режиссер?»?!.. Будто сложно проверить (если память подводит), что никогда не ставил… И никаких развернутых идеологических разговоров, а ведь известно, что Миронов — человек антилиберальных взглядов. И никакого внятного обсуждения религиозных тем — и это после признания Евгения в эфире об отказе играть Иешуа в «Мастере и Маргарите»…
И знаменитая «прощалка» в финале, совершенно не имеющая отношения к теме передачи: «В прошлый раз я делал интервью с главой миграционной службы Константином Ромодановским. И мы не успели обсудить вопрос о регистрациях приезжих…» И дальше — пространный пассаж о том, как унижает человека прописка, какая прекрасная система регистрации во Франции, и какая ужасная она в России…
Я с почтением отношусь к возрасту и считаю, что внешне Познер выглядит на удивление великолепно, но вот если память настолько подводит, что не помнишь очевидных вещей, что в новой программе возвращаешься к тому, о чем забыл сказать в прошлый раз, то редакторы как-то должны приходить на помощь…
Канал «Россия 1» начал анонсировать телесериал «Апофегей». Это экранизация книги Юрия Полякова, которого я знаю как оригинально мыслящего человека. Давайте посмотрим проект вместе (с 13 июня), а потом обсудим.