Светлана амова: украшение — это арт-объект
В последнее время на российском ювелирном рынке стало появляться все больше новых имен. Одно из них — Светлана Амова — принадлежит основательнице ювелирного дома AMOVA jewerly, выпускающего оригинальные, современные украшения, которые сама дизайнер позиционирует как арт-объекты. Мы встретились со Светланой в уютном ресторане в центре Москвы, чтобы поговорить о ювелирных трендах, современном искусстве и магии натуральных камней.
Светлана, ваш ювелирный дом был основан в 2003 году. Расскажите, как вы пришли к идее создания собственного бренда?
Во многом это связано с семейной традицией — семья моего прадедушки была поставщиком драгоценных камней и алмазов для императорского дома и ювелирных украшений Фаберже. У нас дома сохранились эскизы прадеда, и в детстве я частенько рассматривала их, однако в то время о карьере ювелира я и не помышляла.
После школы я поступила в МГХПУ им. С.Г. Строганова на отделение средового дизайна и параллельно работала. Идея стать дизайнером захватила меня. В поисках вдохновения я много путешествовала по восточным странам.
Однажды, на зимних каникулах, отправилась в тур по Шри-Ланке.
Там я впервые увидела горы искрящихся в солнечных лучах разноцветных камней неописуемой красоты: сапфиры, турмалины, аквамарины, гранаты. Это произвело на меня неизгладимое впечатление! Я тут же решила, что мне необходимо приобрести пару горстей, хотя что делать с ними, не представляла.
Из поездки вернулась с твердым намерением изучить ювелирное искусство и оправить самой привезенные камни, наивно пологая, что сделать это не составит большого труда.
Я стала вольным слушателем отделения реставрации металла в том же университете. Первые дни стали для меня настоящим шоком: чуть ли не на первом занятии мне дали в руки горелку и кусок металла и предложили сделать из него цепочку. А я даже не представляла, как это можно сделать!
Но постепенно втянулась в учебу; процесс работы с металлом, огнем и камнями так меня захватил, что, в итоге, оказалась студенткой этого факультета и освоила различные техники — от закрепки камней до витражных и расписных эмалей. Защитив диплом по первой специальности — средовой дизайн, мне захотелось совместить обе мои профессии- дизайн и знания по ювелирному искусству, поэтому я направила все свои усилия на его освоение.
Вы помните, каким было ваше первое украшение и для кого вы его создали?
Помню, конечно! У меня есть традиция — на каждый День рождения дарю маме какое-то украшение. Первым моим подарком для нее стало кольцо с перламутром и одним из привезенных камней со Шри-Ланки. Тогда я еще не освоила в совершенстве работу с металлами, но твердо вознамерилась сделать что-то необычное. Результат маме понравился!
Это фантастическое ощущение, когда практически из ничего появляется вещь, созданная своими руками. Мысль и воображение материализуются!
Какой путь проходит украшение от стадии задумки до конечной реализации?
Это зависит от многих факторов. Самое сложное — создавать украшения для коллекции, ведь модельный ряд должен быть объединен общей концепцией и, следовательно, схожим дизайном, а кроме того, все предметы должны соответствовать стандартам с идеально продуманной технологией производства. Если же украшение делается под заказ, тут многое зависит от фантазии клиента — как правило, люди активно участвуют в разработке эскиза, делятся мнением, выступают в роли соавторов.
Когда я разрабатываю что-то для себя или, скажем, для музея, всю работу выполняю сама. Правда, камни не обрабатываю — этим занимаются профессионалы (у нас есть свой огранщик, который делает потрясающие огранки для камней).
Что интереснее — работа над коллекцией или создание эксклюзивного, штучного украшения?
Это совершенно разные вещи! Эксклюзивные украшения, как правило, делаются на заказ, а значит в их создании принимаю участие не только я, но и клиент. А вот коллекция — это выражение моего творческого Я. Но интересно и то, и другое — каждое по-своему.
Что вы вкладываете в понятие интеллектуальные украшения?
Для меня одним из важных аспектов оценки состоятельности ювелирного украшения — его образность. На мой взгляд, при виде кольца, серег или подвески непременно должен возникнуть ассоциативный ряд. Важно когда это не просто красивая вещица с драгоценными камнями, но и украшение, которое несет в себе посыл во внешний мир. Украшение, за которым есть история, которое заставляет фантазировать и мечтать, которое позволяет узнать что-то большее…
Именно поэтому некоторые украшения из наших коллекций основаны на творчестве современных художников, и в дальнейшем я планирую развивать данную линию интеллектуальных украшений-арт — объектов, создавая новые коллекции с интересными художниками-современниками.
Я знаю, что на создание двух последних коллекций, Etres et Matieres и El Tempo Es Mio, вас вдохновило творчество двух замечательных современных художников — Вильяма Бруя и Мигеля Гомеса Молины. Как вы пришли к идее воплощения в металле и камне идей, предложенных этими живописцами?
Поскольку я училась в Строгановке, постоянно общалась с художниками, и для меня было важно найти синтез между ювелирным украшением и современным искусством. Хотелось собрать все воедино и воплотить в жизнь. Из этого родилась идея украшения как арт-объекта, который несет в себе не только эстетическую функцию, но и некую идею, смысл.
Почему вы обратились к творчеству именно этих двух художников?
Думаю, у каждого случались моменты, когда смотришь на картину и понимаешь, что это твое. Это как химия какая-то — между художником, его картинами и твоими эмоциями. У Бруя меня поразила невероятная энергия его полотен, она захватывает тебя и затягивает в свой мир, в свое пространство, ты погружаешься и начинаешь в них жить, существовать. При этом в его работах прослеживается четкая линия, идея.
Одна из серий его работ — Существа — вещества — вдохновила меня на разработку коллекции с одноименным названием. Ее концепция — рождение существ и веществ, которые существуют в нематериальном мире и окружают нас.
Второй художник — Молина — очень декоративен. Его занимает тема времени, которая сегодня актуальна как никогда — всем нам его катастрофически не хватает. В своих работах он использует очень много шестеренок — разбирает дизайнерские часы (например, Rolex, Audemars Piaget, Patek Philip) и создает из них яркие, красочные коллажи, которые дополняет украшениями, драгоценными камнями, каллиграфией.
В работы этого автора погружаешься как в лабиринт, ты будто путешествуешь по нему, рассматривая невообразимое количество мелких деталей.
Что, помимо живописи, вдохновляет вас на создание украшений?
Один из самых сильных источников вдохновения для меня — архитектура. Я очень люблю путешествовать, гулять по городам, рассматривать здания, делать зарисовки, фотографировать фрагменты и пытаться воплотить их в украшениях. Я готова проводить большую часть времени в Мадриде — меня привлекает в этом городе его атмосфера, а еще прекрасный климат, потому что то, Московская осенне-зимняя погода способна загасить любой творческий порыв.
В сентябре планирую устроить маленький вояж по великому шелковому пути посетив Самарканд, Бухару и другие города. Уверена, что это путешествие подвигнет меня на создание чего-то нового, может, линии украшений в восточном стиле, знаменитом своими арабесками.
Когда вы создаете ваши коллекции, вы опираетесь на какие-то тренды или ориентируетесь на собственные ощущения?
Мне кажется, что в ювелирном деле не может быть сезонных трендов как таковых, есть несколько основных направлений, которые плавно развиваются. В создании своих украшений я полагаюсь на собственные ощущения, эмоции и интуицию. Я придумываю их с перспективой на будущее.
И какими вы видите украшения будущего?
Мне бы хотелось верить, что наши коллекции с художниками будут жить в веках и с годами стоимость этих украшений будет только расти. На мой взгляд, в будущем будет цениться интеллектуальная ювелирка, а не просто инвестиции в камень. Украшения должны в себе что-то нести — историю, ассоциативные образы, эмоции.
А тенденции?
Уже на протяжении нескольких лет тенденция крупных украшений набирает обороты. Коктейльные кольца, массивные подвески, длинные серьги. Все это — прекрасные аксессуары, которые позволяют наименьшими усилиями создать и закончить любой образ, сделать его актуальным и стильным.
Кроме того, сейчас стали как никогда актуальными цветные камни. Я больше предпочитаю неожиданные цветосочетания — мы стараемся использовать интересные цветовые решения, которые поднимут настроение в любой день.
Согласитесь, приятно невзначай взглянуть на свою руку и увидеть яркое колечко, в которым собраны камни из различных экзотических уголков мира — Бразилии, Шри-Ланки, Танзании, Индии…
Светлана, скажите, а вы верите в магию камней?
В магию я не верю, а в то, что у каждого камня своя энергетика, — пожалуй, да. Если говорить в общем, то для меня самой сильной энергией обладают сапфиры и рубины.Но, выбирая украшения, не думаю, что стоит опираться на магию и гороскопы. Главное чувствовать — твое это или нет.
И если чувствуешь, что хочешь, чтобы кольцо, серьги или браслет были с тобой — нужно брать.
Я слышала, что среди ваших клиентов много звезд. Можете назвать несколько имен?
В наших эмалях ходит Шакира, а запонки, насколько я знаю, есть у Антонио Бандераса и у короля Испании.
А есть какая-то персона, необязательно из ныне живущих, для которой вы бы хотели создать украшение?
Ммм… Наверное, Мария-Антуанетта! Мне кажется, что это была невероятно изысканная, утонченная женщина.
Работая вместе с ней можно было бы сделать очень красивую сказочную коллекцию. Первым делом я бы разработала для нее колье и тиару.
Кстати, о тиарах. Я уже спрашивала об этом вашего коллегу, Александра Стемповски, и хочу адресовать тот же вопрос вам: какой головной убор вы бы создали для Кейт Миддлтон на ее свадьбу?
Думаю, это было бы что-то лаконичное, с центральным доминирующим камнем. При этом украшение должно быть женственным, чуть девичьим. Возможно, моя тиара напоминала бы ободок.
Можете дать совет мужчинам, выбирающим подарок любимой — как подобрать именно ее украшение?
Мне кажется, советов тут быть не может — выбирая подарок, главное четко представлять себе того, кому вы его презентуете. Не нужно опираться на стереотипы — мол, чем больше камень, тем лучше. Украшение должно отражать характер того, кому оно предназначается, и тогда оно точно станет любимым.
Светлана, напоследок хочу спросить вас о ваших планах. Что нового нам ждать от бренда AMOVA в ближайшее время?
Планов много! Это и несколько крупных презентаций (и в России, и в Испании, и в Женеве), и запуск коллекции, которую мы разрабатываем для выпускников Женевского филиала Университета МГУ. А еще я мечтаю поработать с кем-то из московских художников, может, ммм… с Айдан Салаховой?