Кино недели: «афера по-английски» с майклом фассбендером, «сплит» найта шьямалана и «красавица и чудовище» 16+

Наш кинообозреватель считает, что на «Аферу по-английски» стоит идти, только если вы цените актерский талант Майкла Фассбендера. Актер объявил о бессрочном перерыве в карьере, так что неизвестно, когда вновь появится на больших экранах. Впрочем, женская часть редакции «Вокруг ТВ» ценит Майкла не только за талант, но и за другие достоинства, поэтому собирается на фильм, несмотря на то, что «Афера по-английски» нашего кинокритика это творение не убедило.

На этой неделе Фассбендер столкнулся в российском прокате со своим партнером партнеру по фильмам франшизы «Люди Х» Джеймсом МакЭвоем, который предстал в новом триллере «Сплит» человеком, в голове которого живет по меньшей мере 23 личности. Одна из них похищает трех школьниц и запирает их в темном подвале. Наш кинокритик помнит заслуги М. Найта Шьямалана — фильмы «Шестое чувство» и «Знаки», но «Сплит» не ставит в ряд с этими успешными картинами.

Что касается новой диснеевской экранизации «Красавицы и чудовища», то фильм одновременно зрелищный и уютный. А рейтинг «16+» означает только то, что те, кто не достиг этого возраста, могут прийти и посмотреть картину в сопровождении родителей. Подробнее об этой и других киноновинках недели — в нашем обзоре.

«Афера по-английски»

Наши переводчики безумно любят аферы, так как по какой-то непонятной причине считают, что это слово в названии кинокартины привлекает к ней интерес зрителей и гарантирует кассовые сборы. Так, «The Infiltrator» с Брайаном Крэнстоном превратился в нашем прокате в «Аферу под прикрытием». А «Trespass Against Us» будет известен российскому зрителю как «Афера по-английски».

При этом к аферам и англичанам фильм имеет примерно такое же отношение, как морская свинка к морю и свиньям.

Кино недели: «афера по-английски» с майклом фассбендером, «сплит» найта шьямалана и «красавица и чудовище» 16+

Майкл Фассбендер в фильме «Афера по-английски»

Чад и Колби Катлеры (Майкл Фассбендер и Брендан Глисон, ранее уже игравшие пару отец и сын в «Кредо убийцы») — ирландцы, и, как полагается представителям этого бедного, но гордого народа, они ненавидят и презирают угнетателей-англичан. Катлеры — небольшой, но сплочённый клан, живущий в трейлерах (как цыгане в «Большом куше» Гая Ричи) под руководством патриарха Колби и сообща презирающий тех, кто живет в домах. Аферами эти ребята не занимаются и промышляют в основном грабежами, ведь украсть у англичанина, значит, вернуть то, что принадлежит тебе по праву.

Похожий на бульдога Колби Катлер железной рукой правит в своем маленьком царстве и в равной мере использует для укрепления своего авторитета пылкие речи и старую добрую агрессию. Он покровительственно относится к местному дурачку Гордону (Шон Харрис), но не любит умников и тех, кто пытается с ним спорить. Поэтому его сын Чад даже не ходил в школу — отпрыск не умеет читать и писать, зато водит машину на уровне Брайана из «Форсажа».

Чад в целом доволен своей судьбой, но не хочет такой судьбы для своих детей, поэтому они ходят в школу, а Чад с женой (Линдси Маршал) втайне планируют купить небольшой домик. Конфликт поколений заметен невооруженным взглядом, не так ли?

Майкл Фассбендер в фильме «Афера по-английски»

Снявший «Аферу по-английски» Адам Смит — режиссер-дебютант, и порой создается впечатление, что он сам не до конца определился, что за кино он снимает. Большую часть времени фильм напоминает семейную драму с криминальным уклоном — и в этом аспекте он достаточно выигрышно смотрится благодаря фокусу на артистах (Фассбендере и Глисоне), в чьей одаренности сомневаться не приходится. В лучшие свои моменты кинокартина похожа на «Капитана Фантастика»: семья Катлеров дает другой взгляд на проблему «городского Маугли», выросшего под присмотром авторитарного отца в изоляции от формирующего сознание общества.

Но в другие моменты мистер Смит вдруг решает добавить драйва и экшена. Ради этого в сюжет вплетена история с ограблением особняка крупной шишки в британской правоохранительной системе. Стоит признать: сцены езды с ветерком сняты достаточно лихо, вот только сюжету они ничего не прибавляют.

Сценарист Алистер Сиддонс — тоже дебютант, и, желая запихнуть в картину все и сразу, он добился только того, что части этой истории перебивают друг друга и смазывают ощущение от трагического финала.

Майкл Фассбендер в фильме «Афера по-английски»

Идти на «Аферу по-английски» стоит, если вы цените актерский талант Майкла Фассбендера, ведь он объявил о бессрочном перерыве в актерской карьере, и мы нескоро вновь увидим его на большом экране. Как самостоятельное произведение этот фильм, к сожалению, не вызывает сильных эмоций.

«Сплит»

Если «Афера по-английски» — это бенефис Майкла Фассбендера, то «Сплит» целиком отдан на откуп его партнеру по фильмам франшизы «Люди Х» Джеймсу МакЭвою, играющему человека, в голове которого живет по меньшей мере 23 личности. Впрочем, познакомят нас едва ли с десятком из них.

Джеймс МакЭвой в фильме «Сплит»

Первый обитатель головы Кевина Крамба (так зовут главного героя), с которым нас познакомят — это бритый наголо, одетый во все черное и помешанный на чистоте и порядке Деннис, демонстрирующий признаки тревожного расстройства (да, Кевин настолько болен, что у его составных личностей тоже проблемы с психикой). Деннис нам сразу не понравится, ведь он похитит трех школьниц (Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула и Аня Тейлор-Джой — для сюжета важна только последняя) и запрет их в неуютном подвале. Все мы смотрели «Пилу» и знаем, чем заканчиваются подобные истории.

Но спустя некоторое время герой МакЭвоя вернется к похищенным им девушкам в юбке и водолазке, вызывая в памяти Нормана Бейтса из хичкоковского «Психо». После строгой Патриции у руля встанет шепелявый девятилетний Хедвиг — и тогда девушки решат, что проблемы с головой у Кевина можно как-то использовать для побега. Две из них, стоящие достаточно высоко на школьной лестнице популярности, по всем канонам жанра окажутся слишком неосмотрительны, за что и поплатятся.

А вот третья, Кейси, будучи изгоем и отщепенкой, сможет приблизиться к пониманию того, что творится в голове у их похитителя и разработать какой-никакой план побега. А бежать определенно стоит, ведь Деннис и Патриция собираются принести девушек в жертву Зверю — еще одной личности, пробуждения которой так боятся остальные. По изобретательности Кейси значительно уступает Мишель (Мэри Элизабет Уинстед) из «Кловерфилд, 10», но в ее прошлом было нечто, научившее девушку терпению и выживанию.

Аня Тейлор-Джой, Хейли Лу Ричардсон и Джессика Сула в фильме «Сплит»

Про М. Найта Шьямалана принято говорить, что звезда его славы давно зашла: после ставшего классикой «Шестого чувства» и крайне недурных «Знаков» он выдал череду посредственных картин, подорвавших доверие к нему как к режиссеру. «Сплит» должен был стать трамплином для возвращения Шьямалана в большое кино, но однозначным успехом этот фильм назвать нельзя. Конечно, актерской игрой Джеймса МакЭвоя невозможно не залюбоваться: переключаясь между разными личностями, он меняет не только мимику и акцент, но и язык тела.

Однако режиссер искусственно оттягивает концовку, перебивая сцены злоключений девушек в подвале визитами Кевина к психиатру (Бетти Бакли, которая ранее снималась у Шьямалана в унылом триллере «Явление»), так что когда Зверь приходит, его уже особо и не ждешь. А якобы неожиданный поворот сюжета в конце может предугадать любой, кто смотрел хотя бы парочку шьямалановских фильмов и знает о его любви к финальным твистам с привлечением сверхъестественного.

«Красавица и чудовище»

Еще одна история о девушке в плену у зверя — только от «Диснея». И эту историю вы прекрасно знаете.

В маленьком городке живет девушка по имени Белль (Эмма Уотсон) — милая мордашка, голова в облаках и неуемная страсть к чтению. Когда отец Белль игрушечных дел мастер Морис (похожий на Леонида Ярмольника Кевин Клайн) отправился на ярмарку, любимая дочурка попросила у него привести ей цветочек аленький (в смысле розу).

Но на ярмарку Морис не доехал, попав вместо этого в заколдованный замок, где обитает страшное и ужасное Чудовище (Дэн Стивенс, играющий главную роль в сериале «Легион»), похожее на гибрид Чубакки из «Звездных войн» и козлорогого фавна из «Лабиринта фавна» Гильермо дель Торо. Там Морис попытался посягнуть на частную собственность и сорвать в саду розу для дочки, за что был приговорен хозяином замка к бессрочному тюремному заключению.

Однако Чудовище ведь не зверь — сердце у него не камень, так что вскоре он согласился обменять престарелого пленника на молоденькую Белль. Ну а кто бы не согласился? Тем более что вскоре пленница под действием стокгольмского синдрома начнет проявлять к нему некое подобие симпатии.

Дэн Стивенс и Эмма Уотсон в фильме «Красавица и чудовище»

Если вы смотрели вышедший в 1991 году мультфильм «Красавица и чудовище», будьте готовы к тому, что некоторые сцены этого фильма вызовут у вас ощущений дежавю, ведь они кадр в кадр повторяют шедевр диснеевских мастеров старой школы. Вечной истории сделали пластику и подтяжку, нарядили ее в пышные шелка и оборки CGI-анимации и 3D-графики и сдобрили щедрой порцией модной в этом сезоне толерантности. И знакомая нам с детства сказка не стала от этого хуже: в ней звенят те же песни, и, если вы приведете на этот фильм своего ребенка, будьте уверены, он получит от просмотра такое же удовольствие, как и вы, когда впервые увидели ставший классическим мультфильм.

Эмма Уотсон органично вписалась в роль Белль, хотя нельзя сказать, что ей пришлось для этого сильно стараться, ведь большую часть времени от нее требовалось лишь ходить с милой улыбочкой. Зверь в меру клыкаст и в меру волосат, его морда не сравнится по выразительности с лицами на’ви из «Аватара» или Голлума из «Властелина колец», но определенную симпатию он не может не вызывать: мы ведь в курсе, что он заколдованный принц.

Кто вышел по-настоящему интересным и фактурным, так это Гастон в исполнении Люка Эванса. Кичливый и недалекий охотник, подбивающий клинья к Белль, вначале выглядит даже большим болваном, чем в оригинальном мультфильме, но по ходу действия в нем словно просыпается нечто демоническое, и в конце истории перед нами предстает разгневанный альфа-самец, жаждущий жестоко покарать любого, кто попытается оспорить его превосходство.

Кадр из фильма «Красавица и чудовище»

«Красавица и чудовище» — это один из тех фильмов, на которые идут, прекрасно зная, что от них ожидать. Это не новая история — это старая сказка, которой нечем вас удивить (кроме, возможно, блистательной пышности костюмов и декораций). Но вы ведь идете не удивляться, а послушать знакомые с детства песни и еще раз своими глазами увидеть чудо любви, перед которой отступает даже смерть.

Это уютный фильм, и, выйдя с него из зала, вы еще неделю будете мурлыкать под нос незамысловатые диснеевские песенки.

Леонид Кискаркин

Красавица и чудовище 2014

Читайте также: