От печали до радости
Приветствую вас, доблестные телесмотрители! Разговоры о погоде, глумящейся над нами, стали уже неотъемлемой частью нашего еженедельного общения. В этом мы приблизились к англичанам с их table-talk, решающим, быть им в альянсе с Европой или плыть отдельным кораблем. «Если дождик крыши рвет, если град загрохал, каждый знает: это вот для прогулок плохо».
Катание на корабликах и загородные посиделки с шашлыками отложены на потом, а нас зовет теплый плед и ласковое мерцание телевизора, который по случаю мертвого сезона повторяет рейтинговые и не очень фильмы и сериалы.
Еще раз напомнили о Людмиле Гурченко в обработке Юлии Пересильд, за скрупулезным воссозданием бытовых реалий подзабыв о творческой составляющей. Про мужей теперь знаем все, а актерская деятельность прошла пунктиром — как необязательный соус к основному блюду. Положить все силы на создание внешнего сходства, словно в передачах «Точь-в-точь» и «Один в один», и впроброс упомянуть о мучительной работе над ролями — это принцип нынешних байопиков.
Народу интересно, что, где и с кем, а не как, зачем и с какой целью. Караван историй, бредущих по экрану, сокращает дистанцию между нами и небожителями, опускает их с пьедестала в гущу толпы, смахивает нимбы с голов и позволяет праздно рассуждать об их недостатках, вредных привычках, странных поступках, словно это люди из ближнего круга. Не нравится мне это — хочется загадки, тайны, волшебства, а не увеличительного стекла в чужой ванной.
Но этот студеный уик-энд заставил меня пересмотреть свои претензии к отечественному сериалостроению в пользу хоть и спорных, но вполне добротных байопиков. Для семейного просмотра многомиллионной аудитории канала «Россия-1» был предложен удивительный субпродукт «От печали до радости». Прекрасно все в этой четырехсерийной саге.
Этакое хоум-видео собравшихся попить чайку приятелей и вместо игры в карты решивших сыграть спектакль. Много я видела на своем веку капустников, корпоративных импровизаций и домашних постановок, но такое — впервые! Тем более тиражируемое в каждый дом посредством телесигнала.
Разлученные в младенчестве близнецы случайным образом образом находят друг друга (снова привет индийским слонам и фильму «Зита и Гита»). Одна потеряшка — посредственная актриса, другая — грубоватая доярка в деревне, куда приезжает снимать кино съемочная группа. Сюжет не нов, но «Принц и нищий» не получился.
Сестры Осиповы разгуливают в ватниках и платьях поверх штанов, вешают бусы на свитера и перевязывают косынками головы, но все равно похожи на селянок, как Максим Галкин на Шварценеггера. Доярка с успехом дебютирует в главной роли в фильме суетливого режиссера. Актриса, наряжаясь в театральные костюмы, предстает в разнообразных амплуа перед вороватым начальником поселения, норовящим отдать ферму под элитную застройку.
Прямо скажем, характерные роли беззубой старухи и знойной цыганки удаются ей лучше, чем образ лирической героини.
Жанр определен как лирическая комедия, но, как обычно, сэкономили на сценарии, режиссуре, актерах, которые заунывно читают текст, словно видят его впервые. Драмкружок на пленэре лицом к деревне.
Хочется иногда запереть создателей полобных шедевров в темном зале и заставить их смотреть, например, «Любовь и голуби», если уж захотелось про деревню поупражняться, тем более в комедийном ключе. Из свежего — «Уходящую натуру» пересмотреть, постигая основы мастерства. Не делая ставки на неочевидное сходство сестер, а выбирая из актерской картотеки людей, умеющих играть, а не носить ватник по принципу «числом поболее, ценою подешевле».
Обидно, что в моде кромешный непрофессионализм. И телевидение не исключение: под видом фильма скормили народу опять пластмассовый творог с назидательным наполнителем из патриотичного сиропа. Отрыжка только от этого продукта самодеятельного творчества мучает недоумением — оскудела талантами земля русская?
Театральные вузы двери заколотили? Высшие сценарные курсы прекратили набор? Или зритель ослаб мозгами после бесконечных визгливых ток-шоу и не способен уже отличить несъедобное от нормального?
Грустно, девицы!
Ксения Маевская