Земский доктор айболит
Доброго дня вам, приподнятого настроения, дорогие телезрители! А также крепкого здоровья, которое на этой неделе взялся поправить «Земский доктор» на канале «Россия».
Успех первых сезонов вдохновил канал на продолжение рассказа о талантливом докторе Ольге Самойловой, сменившей столичный комфорт на беспокойные будни уездного городка. Итак, сезон пятый, «Любовь вопреки». Филологическое образование подсказывает мне некоторую некорректность конструкции, требуя зависимого слова. Вопреки чему — обстоятельствам, проискам врагов, ударам судьбы?.. Но пусть это останется на совести сценаристов, режиссеров, продюсеров. Главное, смысл понятен.
И тема, любимая народом, заявлена. Не благодаря, а вопреки, через тернии к звездам с многочисленными препятствиями. Итак, новые 20 серий медико-любовных историй призваны занять внимание телезрителей на ближайшие пару недель.
Сериал получился добрый, оптимистичный, несмотря на больничные интерьеры, незатейливый и доходчивый, без всяких там метафор и аллюзий. Реплики банальны до зубовного скрежета, персонажи однозначны, строго выполняют заявленную функцию. Играют броско, рыдают громко.
Судьбы больных, в которых участвует главная героиня, составляют канву сюжета, в которой тонким пунктиром вьется история ее непростых взаимоотношений с настоящим подполковником в исполнении Александра Лазарева-мл., за развитием которой следит не только сельская больница, но и весь пасторальный городок. Трое детей героини не препятствуют ни профессиональному росту, ни любовным метаниям, да и присутствуют на экране нечасто.
Пересказывать содержание сериала — занятие неблагодарное. Уверена, что жаждущие доброй сказки о заботливых врачах, сроднились с основными персонажами за первые четыре сезона и следят затаив дыхание за развитием сюжета. Выскажу лишь свои субъективные суждения без намерения кого-нибудь обидеть.
Хорошо, что дали появиться на экране «старой гвардии»: Светлане Немоляевой, Ирине Купченко, Татьяне Васильевой, Игорю Ясуловичу, в последний раз взмахнуть седой шевелюрой Александру Ленькову. Плохо, что чудаковатость некоторых их персонажей иногда излишне карикатурна и напоминает рязановские «Старые клячи», поклонницей которых я не являюсь. Апофеоз — Станислав Садальский с недорогим антрепризным номером из цикла «звезды 80-х на бюджетном корпоративе».
Бенефис экзальтированной Нины Усатовой и ее сериального жениха Сергея Степанченко и вовсе вызывает стойкое отторжение от инородности вставного номера, как и наличие среди персонажей некоего количества женщин расплывшихся статей, превышающих отметку в центнер. Конечно, сравнивать себя с ними приятнее, чем с целлулоидными красотками, и сопереживать им проще, участвуя в их телевизионной судьбе, но за фигурами все же надлежит следить в любом возрасте, и не только для эстетики, но из медицинских соображений.
Из эстетических претензий — цвет волос главной героини и других членов профсоюза. Понятно, что в сельмаге уездного поселения профессиональных красок мало, но это не повод создавать столь разительный диссонанс между ржавым цветом волос главной докторши и ее насурьмленными бровями. В результате, вместо того чтобы следить за хитросплетениями сюжета, пытаешься понять, чей это прокол — гримера или оператора, выставившего неверный свет.
Да и выгодно скрывающий достоинства фигуры зипун цвета выпаренной свеклы эротизма не добавляет.
И еще — неуемное стремление героев разнообразных социальных статусов говорить с набитым ртом, экспансивно брызгая пищей на окружающие предметы. Конечно, не на приеме у английской королевы, но ведь и не в конюшне же. Причем этот мем кочует из сериала в сериал и, судя по всему, множит число адептов.
Примитивным назвать сериал рука не поднимается: тема уж больно благородная, да и сошлись в нем и мечта рядового пациента о внимательном враче, и надежда на женское счастье в любом возрасте, и упование на спасение от издержек мегаполиса в патриархальной глуши с золотыми луковками церквей, и тяга к таким вечным ценностям как верность, преданность, служение профессии, честность, следование нравственным идеалам. Поэтому будем снисходительны и оставим столичный цинизм холодной критики в угоду современным запросам общества.
Ксения Маевская