Сергей багиров: «тимур вайнштейн сказал мне: «если поедешь супервайзером на площадку, можешь продолжать, а так – лучше закрой проект»

Почти 20 лет назад Сергей Багиров, попробовав себя в актерской профессии и режиссуре, выбрал стезю продюсера и не прогадал. Сейчас, в свои 54 года, он может с уверенностью сказать, что чувствует себя счастливым человеком. Несмотря на то, что каждый день встает в 5:30 и уходит с работы, только когда заканчиваются силы, Багиров советует молодым людям, которые мечтают связать жизнь с кинематографом, идти и добиваться.

Мы расспросили его об «обратной стороне Луны» — издержках профессии продюсера, «трудных» проектах и непростых решениях.

— Если бы Вам потребовалось рассказать инопланетянам, чем Вы занимаетесь на работе, то как бы Вы описали деятельность продюсера?

— Я отвечу на этот вопрос в самом конце.

— За два года, что существует «Киностудии КИТ», какими реализованными проектами особенно гордитесь?

—Каждый проект — мой ребенок. Я не могу не гордиться — могу быть только чем-то не доволен. И винить в этом только себя, потому что это «мои гены». Если проект не получил у аудитории внимания, значит, я где-то ошибся, где-то просчитался. Горжусь всеми проектами, но есть, конечно, особые для меня — те, которые тяжело давались, но в итоге получились.

Я говорю о «Мятеже» для Первого канала, который выйдет в эфир осенью, «Консультанте» и «Охоте на дьявола» для НТВ. «Охота на дьявола» — случай интересный: сериал стал лидером по просмотрам на YouTube, но телезрители вниманием не жаловали. Это значит, что мы ошиблись с аудиторией. Но то, что проект был востребован, — абсолютно точно.

Еще одной достойной работой считаю наш исторический проект «Смотритель маяка» для НТВ, который сейчас монтируем.

— Расскажите нашим читателям, которые не работают в индустрии и для них слово «продюсер» звучит как нечто абстрактное, что работа продюсера — это не просто ходить на премьеры и афтепати и фотографироваться с актерами. Какой у Вас распорядок рабочего дня?

— Работа продюсера — это создание проекта, создание какого-то мира. Ты начинаешь работать от появления первой мысли до написания сценария, от первого съёмочного дня до последней ночи монтажа. И ты продолжаешь им жить и после того, как отдал проект на канал.

Работа продюсера никогда не бывает конечной — даже когда сериал прошел в эфире. Даже когда понимаешь, что исправить ничего уже нельзя, всё равно работаешь над проектом: смотришь, анализируешь, делаешь выводы, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Мой день начинается в 5:30. В шесть утра завтракаю, в семь — начинаю работать. Заканчиваю тогда, когда заканчиваются силы.

Сергей багиров: «тимур вайнштейн сказал мне: «если поедешь супервайзером на площадку, можешь продолжать, а так – лучше закрой проект»

Сергей Багиров на съемочной площадке сериала «Смотритель маяка»

— В случае с продюсером издержки профессии — это что?

—  Попытки бесконечного моделирования. Никогда не удается полностью расслабиться. Когда я читаю такие слова, как «релакс», «медитация»… Мне кажется, продюсер может медитировать, только когда придумывает какое-то новое кино.

— Кого из актеров Вы готовы были бы снимать, хотели бы видеть буквально в каждом своем проекте?

— Многих, но у меня нет «любимчиков». Актеры — это краска, которой ты рисуешь свой мир. Когда я думаю о Володе Зайцеве, Игоре Хрипунове, Александре Робаке, я представляю, какой невероятный цвет, какую энергию они привнесут в картину.

Есть большое количество людей, с которыми я готов работать всегда и находить для них роли.

— У Вас самого есть и режиссерский, и актерский опыт. Почему не стали развиваться как режиссер или актер, а выбрали все-таки продюсерскую стезю? Когда и как произошло осознание, что именно это Ваше?

— Всё-таки и режиссёр, и актёр — профессии очень зависимые. Когда-то в своей жизни (кажется, мне было лет 35) я понял, что больше всего не терплю зависимость, и мне пришлось отказаться и от одной, и от второй профессии. Продюсирование дает некую свободу или иллюзию свободы.

— Массовой аудитории до сих пор кажется, что в кино можно попасть только по блату. Родители не пускают детей в театральные, потому что уверены: без связей работу не найдешь. Что бы Вы могли сказать тем молодым людям, которые сейчас будут читать это интервью, и которые мечтают связать свою жизнь с кинематографом?

Предостережете или, наоборот, посоветуете идти за мечтой?

— Если мечтаешь связать жизнь с кинематографом — иди! Иди и добивайся! У 90% наших актеров и режиссеров нет родителей известных и не было связей — сами шли и сами добивались. Надо идти за мечтой. У меня самого вся семья не из этой сферы. Все мужчины в семье — математики и кибернетики, женщины — экономисты и бухгалтеры. Даже на дальних подступах никого не было из мира кино.

Это была моя мечта, которую я добивался медленно, долго, непросто. В результате, как мне кажется, этот путь оправдал себя — я счастливый человек.

Сергей Багиров

— Часто внутри индустрии можно услышать жалобы, мол, мало хороших сценариев. Вы согласны с этим? И насколько трудно талантливым, но «без имени» авторам добиться того, чтобы по их сценариям сняли кино?

— Чистая правда! Хорошие сценарии не лежат на полках — их надо придумывать. Специалистов не хватает, объемы огромные. Но самое главное не это.

Самое главное, что меняется аудитория, меняется смотрение. То, что было даже пять лет назад современно, сегодня аудитория уже не воспринимает.

Совсем недавно пересматривал картину, которую мы снимали в 2009 году, «Отряд Кочубея». Она устарела морально. Но в то время ее замечательно восприняли телезрители.

Всё меняется. Меняется темпоритм, и от этого зачастую сценаристы не успевают поменяться. При том огромном объеме, который создается, сценаристов всё еще не хватает. Не хватает квалифицированной редактуры. И у нас катастрофически не хватает режиссеров.

Молодые талантливые ребята — вчерашние выпускники достаточно востребованы.

Сценаристы «без имени» должны понимать, для кого они пишут, кто будет смотреть их фильм или сериал. Даже если это будет великолепный, интеллектуальный и тонкий сценарий, собравший несколько гран-при на конкурсах, он может быть не интересен каналу, для которого мы собираемся снимать проект. Из тысячи заявок телеканалы отбирают около десяти, и из этих десяти только одна заявка вырастает в сценарий, по которому снимут сериал.

— Наверняка Вы следите за тем, что делают коллеги из других кинокомпаний. За чьи успехи искренне порадовались и восхитились ими?

— Мы научились снимать, есть достойные сериалы. За последние лет десять у нас появился очень качественный контент. Например, «Хождение по мукам».

Очень качественный сериал, и никакие цифры по телесмотрению меня не убедят в обратном.

— Сейчас модно говорить, мол, «не смотрю вообще телевизор». Кажется, уже целое поколение молодых людей живет по этому принципу. Вы смотрите телевизор?

—Я смотрю телевизор. Просто потому, что это моя работа. Мне нужно видеть, что делают коллеги, понимать тренды, анализировать, что нравится или не нравится аудитории.

Поскольку данные по телеизмерениям приходят только через два дня, было бы обидно упустить что-то интересное, высокая доля или наоборот. Проект провалился, а почему он провалился? Я должен сам увидеть, чтобы понять и сделать выводы для своих работ.

Сергей Багиров на съемочной площадке сериала «Смотритель маяка»

— Одна из самых распространенных тем среди критиков современного телевидения — «Нечего смотреть»: нет достойных сериалов, снимают ни о чем, спекулируют на скандалах и т. д. Что можете ответить тем телезрителям, кто так считает?

— Одной из проблем «Охоты на дьявола» было то, что проект умный. Этот сериал нельзя было смотреть, например, чистя картошку. Параллельно на других каналах шли сериалы, которые были легки в восприятии.

Там не было хитросплетений в сюжете, и их смотрело больше зрителей, чем «Охоту». Выводы делайте сами.

— Насколько Вам важно, что пишут СМИ о Ваших проектах? Насколько для Вас вообще важно мнение критиков?

—Важно. Если это пишут грамотные люди, я только ими «подпитываюсь»: это же мне делают услугу, указывая на какие-то проблемы. У нас производство — мы не успеваем все оценить беспристрастно.

Когда комментарии обоснованы и упрёки справедливы, в этом нет ничего оскорбительного.

Мне 55 лет скоро будет, и вот я испытываю невероятный кайф от процесса обучения. Заглатывая «пилюлю» новых знаний, чувствую, что она меня делает богаче. Поэтому пусть критикуют!

— Знакомитесь ли с мнением телезрителей в интернете? Если да, то были ли какие-то особенно обидные комментарии в адрес Ваших проектов? И что бы Вы могли ответить их авторам?

— Да, читаю. Не видел ничего оскорбительного, наоборот, всё, что мне довелось читать, было достойным выражением личного мнения. В интернете самые не ангажированные люди: им нет оснований лукавить — мы ведь не знакомы. Я не то чтобы опираюсь на их мнение — оно мне приносит моральное удовлетворение.

Это значит, что люди были с тобой в контакте через то кино, которое мы сняли.

— Ходите ли в кино как обычный зритель? Если да, то какой фильм смотрели в последний раз?

—Хожу. Я посмотрел фильм про девочку, которая худеет. Жанр драмеди соблюден, но было неинтересно. Но когда я вышел из зала, увидел 15-летних детей, которые хотят посмотреть это кино. Я же вышел с холодным носом. Кино было? Было.

Но адрес другой — не для меня.

— Что считаете самым главным своим достижением за прошлый год?

— В прошлом году все было рутинно как-то. Для «Киностудии КИТ», наверное, достижением было то, что 5 июня у нас не было ни одного контракта, а 25 декабря мы сдали на канал 64 серии разных сериалов. Мы начали поздно, но успели снять все восемь сериалов в срок.

Чуть-чуть героического в этом есть.

«Киностудии КИТ» завоевала Премию Ассоциации продюсеров кино и телевидения в двух номинациях

— На минувшей шестой Премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) два проекта, которые Вы продюсировали («Беглец» и «Консультант»), получили награды. Ожидали? Согласны с мнением профессионального сообщества?

Возможно, можете выделить еще проекты, которые не менее были достойны наград?

— Алексей Слаповский, сценарист сериала «Консультант» — очень талантливый и толковый сценарист. Считаю, что эта награда была абсолютна заслужена.

С «Беглецом» было не очень много конкурентов, и спасибо коллегам — думаю, это был аванс. Мы еще «маленькие» — нам всего 2,5 года, а нас уже заметили и отметили. Благодарность моя коллегам-продюсерам!

— Вам важно, чтобы семья, близкие Вам люди одобряли то, что Вы делаете в профессии? Или дома Вы предпочитаете абстрагироваться от работы и не обсуждать ее?

—Крайне важно. В определенном смысле метрономом для меня является реакция моих детей. Старшему сыну 33, потом 25, 16, а потом 9. Старшие дети обсуждают мои проекты — мне это важно.

Мне важно, как они реагируют, понимают ли они, о чем я говорю, или не хотят понимать.

— Можете вспомнить самый большой риск за последнее время, который оправдал себя?

—Сериал «Консультант». Этот проект начали закрывать спустя неделю после запуска. И через месяц его продолжали закрывать. Не нравился материал. Тима Вайнштейн сказал мне: «Если поедешь супервайзером на площадку, можешь продолжать.

А так — лучше закрой».

Прошло полгода и появился такой полюбившийся зрителями сериал, как «Консультант». Мне есть чем гордиться в этом смысле. Если бы мы закрылись, я бы себе этого не простил. Я практически поселился в Петербурге на время съемок, мы вместе с режиссером и оператором нашли общий язык и ту доминанту, которая сделала эту историю.

Всё вылилось в очень достойную работу, за которую не стыдно.

—И возвращаясь к инопланетянам. Как бы Вы описали деятельность продюсера?

— Всё, что я сказал выше. Продюсеры — это те, кто создают новые миры. Эти миры создаются в чем-то похожими на нас.

По тому, какое кино ты снимаешь, можно понять, кто ты есть.

Багиров и Марцинкевич встретились в гримерной 18+. Форум ЖИРАФ

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: