Рецензия на фильм «гоголь. вий»: старинные легенды, летающие галушки и сеансы экзорцизма
5 апреля на большие экраны выходит «Гоголь. Вий» – продолжение одного из самых мистических проектов прошлого года. На этот раз зрителей ждет еще больше приключений молодого писаря императорской канцелярии Николая Гоголя (Александр Петров), расследующего таинственные убийства девушек в деревне Диканька.
Сиквел начинается с событий, показанных в финале первой части. И сразу бросается с места в карьер: несмотря на то, что попытки писать Гоголь забросит совсем, богатого жизненного опыта ему хватит на десяток будущих произведений. В «Вие» создатели почти полностью отходят от историко-литературных основ: из более-менее реальных фактов здесь – дата рождения Николая Васильевича; из культурного наследия – летающие галушки да кузнец Вакула, в молодости видевший черта.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
«Гоголь. Вий» постоянно доказывает целесообразность переноса даты премьеры, да не на месяц, как это было объявлено прошлым летом, а почти на полгода. Несмотря на то, что в рамках фестиваля «Утро Родины» в Южно-Сахалинске публике представили не до конца доработанный фильм (в настоящее время продолжается работа над графикой в некоторых особенно сложных эпизодах), улучшения, внесенные практически на всех уровнях, очевидны.
Впрочем, перед тем как переходить к их описанию, стоит напомнить, что каждый фильм «Гоголя» – проекта, изначально снятого в формате сериала, – состоит из двух отдельных глав.
Так вот, возвращаясь ко всевозможным оптимизациям, стоит отметить, что «Вий» по сравнению с «Началом» стал более целостным. Во-первых, это касается именно структуры. Здесь уже нет настолько резкого разделения между основным сюжетом и дополнительными линиями: они органично переплетаются, дополняя друг друга.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
Во-вторых, похвалить хочется буквально все визуальные и звуковые решения «Вия»: если первый фильм буквально брал зрителя наскоком – стилистикой, эклектикой и нарочито «рваным» изложением событий, то в сиквеле все снова выстроено более ровно и гармонично, при том что основные изначальные фишки и узнаваемый колорит создатели достаточно бережно сохранили.
Особенно хочется отметить весь эпизод в церкви: стробоскопический эффект здесь смотрится как нельзя оригинально и уместно, и по его окончании становится немного жаль, что создатели так мало поиграли со столь выразительной техникой. Но радует уже одно присутствие такого богатого инструментария. Кроме того, увеличилось количество локаций (хотя все они находятся буквально в пешей доступности для героев) и стало больше сцен, в которых визуальный ряд идеально сочетается с музыкой: с эстетической точки зрения многие эпизоды «Вия» представляют действительно завораживающее зрелище, от которого сложно отвести взгляд.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
При этом на должном уровне поддерживается необходимый градус динамики, который вызывает сходство второго «Гоголя» с молодежными ужастиками: в программе и всевозможные ритуальные обряды, и мистификации, и скримеры, которые идеально вписываются в сюжет и выполняют свои первостепенные функции – веселить и пугать. Именно это будоражащее веселье вкупе с функциональностью, которую можно назвать не иначе как просчитанными сценарными ходами, представляют собой в высшей степени удачное сочетание.
Подобный жанровый сдвиг мог быть сделать ленту менее содержательной и фактически опустошить ее, выставив на обозрение публики лишь красивую обертку, но, к счастью, на этом уровне на помощь проекту приходят актеры. Глубинного драматизма в «Вие» нет – все-таки это не претендующая на «Оскар» картина, а кино развлекательно-пугающего характера, но добавленных актерским составом штрихов и разыгранных диалогов (даже минимальных) хватает для последовательного раскрытия героев. А уж ведущие звезды проекта со своими обязанностями справляются просто блестяще.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
Гоголь в исполнении Петрова, например, узнает некие тайны о собственном происхождении (или, по крайней мере, находится на пороге их раскрытия). Бинх (Евгений Стычкин) вообще с бешеной силой прорывается на первый план и отлично двигает историю вперед, будучи в «Вие» едва ли не главным катализатором всех событий (и большей части шуток). Из довольно скучного и даже скудного персонажа, которым он предстал в первой части, Бинх трансформируется в объемного героя, который в этой вселенной оказывается вполне достойным отдельной истории. Граней характера у него даже при минимальном хронометраже оказывается слишком много: место находится и для решительности, и для сомнений, отваги, ответственности, преданности…
Преданностью, впрочем, как и наличием темных тайн, могут похвастаться многие персонажи этой истории. В «Вие» центром всеобщего притяжения оказывается именно Гоголь, что не всегда оправдано логически или эмоционально (зачастую симпатия объясняется простой фразой «господин из самого Петербурга приехал»), зато создающей особую атмосферу душевностью от таких благородных порывов веет за километр. Многое в сиквеле строится на понятии преемственности и любви, причем в счет идут и страсть, и дружеская привязанность, и крепость семейных уз.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
Пожалуй, основная тенденция «Вия» – нагнетание атмосферы. Чувствуется, что создатели медленно, но верно ведут к кульминации, мастерски играя с градусом напряжения, время от времени понижая его сторонними сюжетными линиями (особенно ярко прописана любовная), заигрыванием с еще неизвестной зрителю информацией и кое-чем еще, что вполне может сойти за спойлер (поэтому публиковать мы его тут не будем. – Прим. ред.).
В целом же «Гоголь. Вий» – это все та же эклектичная история на грани китча, что вышла в августе прошлого года и побила несколько кассовых рекордов. Из ощутимых плюсов здесь – более структурированная история, проработанная графика и раскрытие героев.
Глобальных минусов, пожалуй, два.
Кадр из фильма «Гоголь. Вий»
Первый – немного фатальный: отсутствие эффекта неожиданности – того самого фактора, что чуть меньше года назад заинтриговал и как следует раздразнил аудиторию. Кстати, возможно, именно из-за этого «Вий», несмотря на примерно одинаковое по сравнению с первой частью количество событий, оставляет ощущение, что чего-то все-таки не хватило. Второй – слишком расслабленное отношение к второстепенным персонажам, которые слишком легко появляются в этой истории и исчезают из нее.
Впрочем, эти недостатки вполне компенсируются более тщательной и скрупулезной работой над сиквелом стадии постпродакшена. А формула «смешать все компоненты и довести до кипения», которой придерживаются создатели, примененная здесь особенно изощренно, заставляет желать продолжения с еще большим нетерпением. И их главная задача теперь – удержаться на тех виражах, которые, судя по всему, будет представлять собой финальная часть «Страшная месть».
Трейлер фильма «Гоголь. Вий»
Смотрите фильм «Гоголь. Вий» в кино с 5 апреля.