«Палач»: триллер или реконструкция?
Здравствуйте, дорогие телезрители, перекормленные бесконечными новогодними повторами из запасников Госфильмофонда и ретроконцертного арсенала. Пришло время премьер, припасенных каналами для вывода населения из праздничного оцепенения.
Вечный флагман телевизионных просторов Первый канал начал показ нового сериала «Палач», не дожидаясь наступления будней, в последний вечер затянувшихся каникул заставил заинтригованного началом ретро-триллера зрителя спешить со службы домой на разъезжающихся ногах. Успех снятого авторами «Мосгаза» дарил надежду и будоражил воображение. Предчувствие встречи с харизматичным следователем в исполнении Андрея Смолякова, снискавшего заслуженную закатную славу, заставляло мобилизоваться в преодолении рыхлых сугробов и бойко месить начиненное реагентами месиво на подступах к отчему дому.
К вечеру четверга загадки разрешились, оставив за спиной десять серий саспенса и легкое разочарование итогами просмотра. Если первые серии держали в напряжении, заставляя зрителя теряться в догадках, кто же преступник, то дальше сценарного материала в жанре детектив не хватило, видимо, на столь масштабное полотно.
И заколосились побочные линии в виде бывшего мужа нынешней жены следователя, героев предыдущей саги — Чурсина и Ходченковой, довольно искусственно притороченных к основной ткани повествования. Зритель мается вопросом, кто же все-таки такая Тонька-пулеметчица, расстрелявшая более полутора тысяч пленных и отличавшаяся особым почерком — добивать раненых выстрелом в глаза.
Кто автор серии преступлений, потрясших тихий подмосковный городок и как связаны они с военным прошлым… А ему показывают прекрасную, но не имеющую отношения к сюжету Светлану Ходченкову, героиня которой родом из «Мосгаза»: почему она вышла из тюрьмы, за что она туда попала и как «спасла Славика» — непонятно. Кто-то, осмелюсь предположить, предыдущего творения режиссера не смотрел и самоцитату не осилил.
Понятна Марина Александрова: она и в «Мосгазе» криминалистом была, поэтому ее присутствие в следственной бригаде нынешнего фильма объяснимо. Но герой Чурсина, художник с тяжелым взглядом, которого специально находят и устраивают в местный дом культуры лишь для производства маски из папье-маше, аналогичной тем, что надевают танцующие вокруг ёлки дети, — явная натяжка и нежелание мало-мальски правдоподобно мотивировать наличие сквозных персонажей, которым предстоит появиться в очередном сериале этой трилогии — «Гознак».
Обидные мелочи, при том что снято добротно, актерские работы достойные. Выше сериальных стандартов поднимается игра Виктории Толстогановой, трагически отчаянный образ создает Юлия Пересильд, до слез трогает работа Анатолия Журавлева в роли мужа главной героини. Несколько выбивается из общего ряда образ журналистки — ее поведением, несообразным эпохе. Этакая щучка из современного Life News, нахрапистая и пронырливая искательница жареных фактов.
В показанное нам время о надоях и рабочих династиях в газетах писали, жанр журналистского расследования родился позже. К тому делу, которое курирует лично дорогой Леонид Ильич, на пушечный выстрел мастеров бойкого пера не подпустили бы. Тем более без визирований и согласований не мог ни один материал в газете появиться.
А в остальном, прекрасная маркиза… Претензий немного: отжать ненужную воду, сократившись до пяти-шести серий, а не тянуть хронометраж длительными проходами по тюремным коридорам, избавить зрителя от долгого рассказа преступницы в последней серии о своем «творческом» пути. У кинематографа масса средств помимо длительных монологов. Тем более что этот рассказ мало что добавляет к образу, созданному на протяжении фильма.
Догадываешься по косвенным признакам, кто скрывается под маской Тоньки-пулеметчицы, и поверить не можешь в верность догадки. Кажется, что сюжет даст неожиданный вираж, и нас огорошат неожиданной развязкой, а взамен получаешь пространные цитаты из «Википедии», отсылающие к реальному прототипу. Но это беда многих сериалов, форматированных под телевизионный хронометраж и массовую аудиторию.
Объяснить все просмотренное с указкой в руке во избежание разночтений. Помилуйте, господа хорошие, среди зрителей такие Шерлоки и Пуаро встречаются, что лишний раз потренировать свои серые клеточки — одно удовольствие.
Ксения Маевская