«Образование — это образ будущего» — интервью с экспертом — «новости дня»

«Образование — это образ будущего» — интервью с экспертом - «новости дня»

Юрий СергеевНе секрет, что победителем «битвы за будущее» станет тот, кто будет иметь в собственном распоряжении громаднейшее количество максимально развитых мозгов — учёных, инженеров, технологов, педагогов, представителей самых различных отраслей людской цивилизации. Наровне с уже укоренившимся понятием «хай-тек» в потребление всё больше входит термин «хай-хьюм» (high-hum — высокие гуманитарные разработки).

Им обозначается совокупность знаний, культурных ценностей и духовных, а кроме этого способов передачи информации, организующих людей и побуждающих их к определённой коллективной деятельности. Что делается в России в данной сфере, к какой как раз совокупности образования должны мы стремиться? Об этом «NOVOSTI-DNY.Ru» разговаривает с методологом Юрием Сергеевым (член наблюдательного совета Университета Шифферса), специализирующемся на внедрении новых гуманитарных разработок.

-Юрий, сообщите два слова о себе…

-В контексте этого интервью принципиально важно обратить внимание на следующие нюансы моей биграфии. Я являюсь «адептом» системно-мыследеятельностного подхода, созданного Георгием Петровичем Щедровицким. Это русский неповторимая школа методики, которая продемонстрировала собственную эффективность в разных сферах. Мой опытный опыт включает следующие этапы. Во-первых, это апробация и разработка новых образовательных разработок в рамках научной работы НИИ, роль — научный сотрудник.

Во-вторых, управленческий и стратегический консалтинг национальных промышленных корпораций и структур (таких как РУСГИДРО, РЖД, КЭР-ХОЛДИНГ, РОССЕТИ). В третьих, мониторинг выполнения правительством поручений и указов президента, а также в сфере образования. В пятых, опыт анализа передовых западных образовательных гуманитарных разработок.

За последние пять лет мы с сотрудниками практически сумели внедрить в практику передовую разработку обучения старшеклассников работе в инженерно-конструкторских проектах.

-А что по большому счету воображают из себя современные образовательные разработки?

-Начнём с того, что образование сейчас есть одной из тех тем, около которых разворачиваются самые яростные дискуссии — по остроте не уступающие спорам около футбола и политики. Тем не меньше, не обращая внимания на абсолютную важность таких вопросов как ЕГЭ, зарплаты преподавателей, строительство новых школ, главное «ядро» темы (то, что определяет настоящее уровень качества образования) фактически не попадает в поле публичного дискуссии. Более того, это «ядро» кроме этого фактически не представлено в управленческой повестке развития образования.

-Вы имеете возможность разъяснить, в чём содержится сущность упоминаемого вами «ядра»?

-Я веду обращение о гуманитарных образовательных разработках. Их важность я желаю пояснить при помощи примера из второй отрасли. на данный момент наиболее значимым источником дохода нашей страны есть его нефтяная индустрия.

И в то время, когда мы обсуждаем обстановку в данной сфере, то понимаем, что все определяется тем, может ли раздельно забранная страна добывать сложноизвлекаемые запасы нефти (сланцевой, битуминозной), вести разработки на шельфе. Имеется ли у раздельно забранного страны нужные для этого технологии? С некоторых пор в гуманитарной сфере всё весьма похоже.

Уровень развития гуманитарных практик сейчас в полной мере разрешают включить ученика-старшеклассника в проведение изучений на научном «фронтире», разрешить ему принимать участие в совершении научных открытий. Это сейчас в полной мере вероятно. Причём школьник способен активно учавствовать в работе, а не выступать в роли статиста, как это часто не редкость с лаборантами и аспирантами в отечественных научных организациях.

А сейчас представим себе: что старшеклассник c подобным опытом будет способен сделать, в то время, когда он достигнет возраста, в котором в России принято «официально заниматься наукой»?

-Да, впечатляет…

-Приведём второй пример. Мы имели стаж работы с гуманитарной методикой, создатель которой обучился выявлять нацистские молодёжные группировки — и, потом, за счет особой (кстати, не весьма продолжительной по времени) работы «переключать» их из стиля судьбы «нациков» в военно-патриотические сообщества. То имеется, перенаправлять жизненную автостраду парней из тюремного направления в вектор работы в особых военных подразделениях.

Достигнуть для того чтобы результата получается за счет «особенного» дискуссии с ними передачи и истории «особенного понимания» современной публично-политической ситуации.

-Появляется вопрос, из-за чего такую задачу нельзя решить в рамках школьных направлений истории и обществознания?

-Да, данный вопрос совсем закономерный. Что мешает включить школьников в настоящую исследовательскую, конструкторскую, проектную работу в старших классах — с учётом того, что это уже вероятно делать, что имеется люди, каковые могут это делать? Проблема заключается в том, что такие решения пока не технологизированы. То имеется, они не смогут тиражироваться в совокупности образования, потому, что в большинстве случаев ими обладают маленькие группы разработчиков.

Более того, действующая национальная совокупность образования никак, увы, не содействует тиражированию и внедрению современных гуманитарных разработок. С данной точки зрения обстановку в образовании возможно охарактеризовать следующим образом. Имеется множество поручений и указов президента, самые важные из которых задают счётные показатели развития совокупности.

К ним, в первую очередь, относятся указы, требующие вывести зарплаты педагогов до среднерегионального уровня, ликвидировать очереди в детские сады, охватить определённый процент детей дополнительным образованием и т. п. Большинство усилий направлена на достижение этих показателей — потому, что контроль поручений президента и исполнения указов ведётся достаточно жестко. Достижение счётных показателей — это, с одной стороны, латание «дыр», каковые накопились за прошедшие годы, с расширение — и другой рост существующей совокупности. Непременно это нужно делать, но нам остро не хватает качественного скачка в развитии совокупности.

-Почему же не получается совершить данный скачок?

-Тут необходимо понимать, что большая часть того, что делается в отечественной совокупности образования — обычный фиктивно-демонстративный продукт. В первую очередь, это относится к задачам, каковые призваны развивать содержание образования. К примеру, в ответ на жалобы работодателей о том, что институты готовят некачественных работников, были созданы образовательные кластеры.

Отечественное изучение результатов их деятельности, проводившееся на примере одного из регионов, продемонстрировало, что кластеры созданы, сообщение с работодателями выстроена, задачи выполнены. Тем не меньше, в стратегии развития нефтяной индустрии региона на следующие пять лет зафиксированы, относительно системы образования, те же самые неприятности, каковые наподобие бы уже были «решены» за счёт кластеров. Мы опросили преподавателей и работодателей институтов.

Стало известно, что сообщение с фирмами существует в основном на бумаге. А из-за необходимости поднять заработную плат до среднерегиональной институты сократили персонал и загрузили оставшихся учителей аудиторными часами, плюс выросла отчётность. В результате, те, кто ранее по личной инициативе старался выстраивать связи с индустрией, сейчас физически не имеют на это времени.

-Да, невесело…

-Ещё один пример механизма, что в большой части трудится вхолостую — это совокупность увеличения квалификации. В соответствии с законодательству, педагоги обязаны раз в пара лет проходить через процедуру увеличения квалификации. Казалось бы, это и имеется нужный механизм развития образования, через него должны транслироваться технологии и новые практики.

Но потому, что организации, повышающие квалификацию, заинтересованы в том, дабы к ним и в предстоящем направляли преподавателей, они выдают «корочки» всем, кто пришёл — независимо от результата обучения. К сожалению, бюрократизации и процессы оптимизации вытеснили из «системной», прошу прощения за тавтологию, совокупности образования коллективы, каковые были способны создавать опережающие ответы.

Пара лет потребовалось, дабы коллективы перегруппировались, и на данный момент весьма многие одарённые педагоги трудятся в федеральных «несистемных» проектах, таких как «Месторождение талантов», «Сириус», «Иннопрактика», «Кванториумы», «Лифт в будущее», ЦМИТы. Само собой разумеется, это отлично, что показались статусные площадки, на которых произошло представить лучшие разработки. Но неприятность создания гуманитарных их тиражирования и технологий всё равняется не решена.

-Сложны ли современные гуманитарные разработки?

-Да, и весьма. Их возможно сравнить с передовыми разработками в сфере добычи нефти. на данный момент, чтобы разрабатывать сложное месторождение, не хватает приобрести «железки» и их установить.

Месторождения неповторимые, любой раз требуется личная разработка ответов. И в случае если у компании имеется бюджет, но нет людей, талантливых совершить изучения и создать такие решения, то самое современное оборудование окажется ненужным. В технической сфере наиболее значимое значение начинают покупать люди. В гуманитарной технологии всё то же самое, но «железки» отсутствуют. Вся разработка «живёт» в людях.

Уровень сложности не разрешает написать учебник и распространять разработку через тираж книги либо кроме того через чтение лекций, как это устроено в рамках направлений увеличения квалификации. Нужна живая передача с демонстрацией способов работы, требуется авторское сопровождение процесса внедрения, особенная юридическая схема защиты права собственности авторов на гуманитарную разработку, особенная денежная схема, поощряющая тех, кто начинает использовать эту разработку в собственной работе.

Кстати, российское патентное право не разрешает защищать гуманитарные разработки — и это отдельная непростая неприятность. Нужна разработка особенной денежной схемы: потому, что те, кому передаётся разработка, должны быть заинтересованы в совершении «сверхусилия» для её дальнейшего применения и освоения.

Так, главный вызов, что стоит сейчас перед совокупностью образования — это обучиться превращать в технологии те опережающие решения и практики, каковые уже имеется и представлены на лучших федеральных площадках. По всей видимости, для этого нужен особый центр трансфера и создания разработок.

-Вам в собственности выражение «образование — больше чем образование». Как направляться его осознавать?

-Гуманитарные разработки в сфере образования смогут кардинально поменять мир в XXI веке. Как мы знаем, что высшее образование в США, Англии и в последовательности других государств — это весьма прибыльный бизнес. В лучших вузах данных стран обучается множество зарубежных студентов.

Для развития интернационального сотрудничества нам также было бы очень полезно, дабы в отечественных вузах обучалась будущая интеллектуальная, политическая и деловая элита других государств. Многие зарубежные проекты русских компаний, трудящихся на интернациональном рынке, до сих пор опираются на «задел» времен Варшавского контракта, в то время, когда весьма многие африканские и азиатские студенты проходили обучение в советских вузах.

Разумеется, что сложившийся интернациональный рынок высшего образования сейчас оказывает важное влияние на экономические и политические отношения в мире. В соответствии с изучениям английского социолога Бенедикта Андерсона как раз разные совокупности образования являлись одним из наиболее значимых факторов формирования современных национальных стран в XIX и XX столетиях. Иными словами прошлые образовательные формации, выстроенные на ветхих правилах, оказывали и оказывают замечательнейшее действие на обстановку в мире.

-А возможно представить это более наглядным образом?

-Ну, попытаемся представить, что появляются гуманитарные образовательные разработки, каковые смогут быть переданы в другую страну — к примеру, в одно из развивающихся африканских стран. Эти разработки разрешат данному стране в течение пятнадцати лет подготовить в собственной совокупности образования (а не в России, США либо Англии) инженерные команды, талантливые создать современную инфраструктуру и конкурентоспособную на мировом уровне промышленность.

Подобное серьёзно поменяет картину интернациональных взаимоотношений. Разумеется, что в этом случае образование перестаёт быть легко образованием, оно входит в сферу интернациональных взаимоотношений, технологического и экономического лидерства, безопасности.

-Что уже на данный момент ясно про образование будущего?

-Во-первых, образовательный итог будет смещён от предметного знания (знания математики, физики, географии) к тому, что в Федеральном национальном образовательном стандарте РФ именуется «метапредметным результатом». Нужно заявить, что ФГОС был достаточно прогрессивным и выяснил многие передовые направления развития отечественного образования.

К сожалению, пока что его внедрение носит в основном фиктивный темперамент — по крайней мере, в части метапредметности, проектной и исследовательской деятельности, каковые в соответствии с стандарту должны были показаться в неспециализированном образовании. Иными словами, большой выговор обязан делаться на развитии свойств мышления, коммуникации, рефлексии, понимания и т. п. в один раз мы проводили опыт.

Стих Пушкина, которое по программе проходят в 8-м классе, было предложено «осознать» десяти- и одиннадцатиклассникам. Они должны были растолковать, в чём суть стихотворения, но ни один из обучающихся с данной задачей не справился. По окончании тридцатиминутного дискуссии полную версию понимания сумела выработать студентка третьего курса филологического факультета.

Самое занимательное, что учители литературы, находившиеся на опыте, также не смогли предложить полную версию понимания. Появляется вопрос: а что тогда проходят в 8-м классе в замысле «понимания»?

-Что ещё возможно сообщить о том, какое как раз образование нам нужно?

-Вторая ответственная изюминка — это работа с вторыми «единицами». В случае если сейчас «единицей» работы совокупности образования на любом её уровне есть выпускник, то в будущем, по всей видимости, такой станет полипрофессиональная команда. Быть может, эта команда окажется интернациональной, распределённой и организованной сетевым образом. Неприятность необходимости трудиться с второй единицей уже проявилась в ситуации, в то время, когда создавалась олимпиада Национальной технологической инициативы (НТИ).

В базе олимпиады лежит состязание инженерных команд, каковые должны не непростые задачи по физике либо химии, а обязаны создать полноценное техническое ответ, изготовить его «в железе» и показать его эффективность. В рамках действующего законодательства засчитывать итог победившей команде нереально, потому, что право на поступление в вуз приобретает личный победитель олимпиады, а не команда. Третья ответственная изюминка — это социально-компетентностное конструирование…

-Что это значит?

-В настоящий момент в политическом дискурсе всегда фигурирует мотив о необходимости готовить инженеров. На это выделяются деньги, кроме того обсуждается вопрос закрытия юридических и экономических профессий в технических вузах. России, вправду, в настоящее время нужно обеспечить технологический и промышленный рывок.

Но проблема заключается в том, что выпуск огромного количества инженеров данный рывок обеспечить не способен. Чтобы бессчётные подготовленные в вузах инженеры были пользуются спросом (а не пошли по следам нехороших экономистов и юристов в официанты), нужно, дабы кто-то создал и запустил программы и проекты промышленного развития — причём такие, каковые окажутся конкурентоспособны в глобальной экономике.

А это указывает, что нужно подготовить команды топ-уровня — тех, кто программы и такие проекты создаст. Наряду с этим разумеется, что чтобы создать новое промышленное предприятие, отрасль либо кластер не меньше, чем инженеры (причём, топ-уровня) необходимы юристы, финансисты и экономисты — также не совсем такие, каких производят сейчас отечественные институты.

Вероятнее, топовые команды будут подготовиться не из выпускников школ, а из молодых управленцев из промышленных корпораций, инженеров и молодых учёных, прошедших особый отбор. Помимо этого, необходимо понимать, что новые отрасли либо кластеры не появляются на безлюдном месте. Они постоянно формируются на пересечении существующих индустрии.

Исходя из этого, при кадровом конструировании команд, каковые будут создавать, к примеру, водородную энергетику, крайне важно их «завязать» на опытные сообщества из угольной индустрии, гидро- и ядерной энергетики, машиностроения. То имеется отбор нужно провести из молодых управленцев из этих сфер, дабы при формировании новой отрасли у них были горизонтальные связи с агентами.

-А какова возможно программа-минимум на ближайшие годы для отечественного образования?

-Сейчас идет большое количество дискуссий около проекта «5–100», в соответствии с которому пять русских институтов должны войти в топ-100 мировых рейтингов (ARWU, TIMES, QS). Разумеется, что это подразумевает перемещение в логике догоняющего развития.

Игра на этом поле в логике опережающего развития может состоять, к примеру, в создании интернационального рейтинга Национальной технологической инициативы (а лучше Глобальной технологической инициативы), оценивающего вклад институтов в формирование новых индустрии, каковые будут определять будущее. Тут необходимо исходить из двух главных мыслей.

Во первых, в области образования появляются разработки и решения, каковые способны обеспечить легко фантастическое, по нынешним меркам, развитие людской капитала. Во-вторых, в настоящее время опережающие разработки в образовании существуют в единичных либо «мелкосерийных» предположениях. Масштабное тиражирование вероятно только при создании гуманитарных разработок.

Но «ростки будущего» имеется уже на данный момент.

-Приведите пример успешной технологизации, которая существует уже сейчас?

-Для этого нужно обратить внимание на рынок английского. В России обучение английскому в условиях существующей совокупности образования дает очень нехороший итог. Люди учат язык в школе, в институте, в аспирантуре и позже вынуждены идти еще и на дополнительные направления. Исходя из этого, спрос на качественные языковые направления большой. За последние пять-десять лет рынок направлений, в особенности в Москве консолидировался за счет того, что на него пришли филиалы и иностранные франшизы.

Франшиза сочетает в себе качественную методику обучения языку, маркетинг и бренд, обучение персонала франчайзи, готовую бизнес-модель. Неприятность интеллектуальной собственности решается весьма различными методами. К примеру, франшиза, по которой Я сам обучался разговорной речи (нужно сообщить весьма скоро и как следует), защищала собственные права за счет того, что ни персоналу, ни студентам не предоставлялись никакие печатные материалы.

Всё обучение строилось на конспектах. Это, само собой разумеется, не защищает всецело от копирования методики, но очень сильно ее затрудняет.

-А другие примеры?

-Еще один пример — это выездные инженерно-конструкторские проектные школы для гениальных старшеклассников. Отечественной нашим партнёрам и команде удалось добиться того, что они сейчас проводятся систематично. К сожалению, пока мы не имеем громадного охвата, но процесс расширения уже запущен. В текущем году мы уже начали работату над передачей этих разработок в регионы. Так, примеры успешного тиражирования гуманитарных разработок на русском рынке уже присутствуют.

Вопрос пребывает в том, удастся ли в совокупности образования верно расставить приоритеты и наконец начать заниматься самым главным, а не разными второстепенными вещами.

Образ будущего. Образование. Сергей Хапров.

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: