Нетривиальное новое российское кино

В последнее время наше кино радует и неожиданно хорошими сериалами, и в хорошем смысле слова нетривиальными фильмами. Теперь артхаус отечественного производства — это не только мрачные фильмы о том, что все прах и тлен, или нечто совершенно настолько высокоинтеллектуальное и понятное лишь автору, что после просмотра возникает единственный вопрос: «Что это было?», ответа на который нет. Сегодня российское кино нового поколения режиссеров не чересчур умное и не слишком мрачное, а вполне себе жизненное и понятное, а порой еще и очень романтичное и невероятно красивое. 

«Жажда» (2013)

Этот фильм оказался в тени ленты «Географ глобус пропил» Александра Велединского. Обе картины участвовали в основной конкурсной программе «Кинотавра-2013». Оба поднимают в том числе актуальные проблемы российской школы. Вот только «Географ…» получил главный приз «Кинотавра», был тепло принят критиками и зрителями, а «Жажда» в свете этих событий осталась незамеченной. А жаль. Фильм Дмитрия Тюрина поднимает невероятно важную проблему и для российского образования, и для всей страны.

Он размышляет о месте таланта в нашем обществе. Это пронзительный фильм о том, что жизнь несправедлива и немилосердна ко всем без разбора, и о том, что больная душа не лечится, даже самым крепким алкоголем. Никакой чернухи — просто аргументы от режиссера.  

Нетривиальное новое российское кино

Михаил Грубов в фильме «Жажда» 

Главный герой картины — старшеклассник Костя, мальчик из неполной семьи. Он не блещет на уроках и, пока другие включены в учебный процесс, рисует непонятные для учителей и кажущиеся им баловством картинки. Дома у Кости конфликт с матерью. Та винит сына в расставании с мужем.

Единственную отдушину мальчик находит в директоре школы, у которого «жажда» к водке. Костя пришел показывать свои рисунки в институт, когда прием документов уже закончился и все курсы были набраны. Строительный техникум оказался не выходом, и герой добровольно вызвался служить в армии.

Костя попал на войну — участвовал в первой чеченской кампании и получил серьезный ожог лица. Так и у него проснулась «жажда». Он добровольно превратился в затворника, сузил круг общения и остался один на один со стаканом.

«Диалоги» (2013)

Просто красивое кино, просто красивые и талантливые актеры произносят просто красивые слова, получаются просто красивые диалоги. И никаких столь любимых российскими режиссерами артхауса спецэффектов: ни тебе съемки как бы дрожащей рукой, ни долгих молчаливых сцен и актерских взглядов в никуда, никакой излишней драматичности и высосанной из пальца трагедии на пустом месте, без претензии на шедевр. Просто.

И нетривиально.

Мария Шалаева и Александр Яценко в фильме «Диалоги» 

«Зеркала» (2013)

Замахнуться на такую махину 20-го века, как Цветаева, — само по себе уже смелый шаг. Как рассказать историю жизни гения, который сам погубил свою дочь, который не смог найти общий язык с сыном? Режиссеру удалось сделать это изящно: он балансировал на грани, и смог удержаться. Он не стал осуждать ее, не стал вставать на ее защиту. Цветаева в этом фильме словно вывернута наизнанку. Стоит смотреть хотя бы ради того, чтобы понять, что «Оттепель» для Исаковой — далеко не предел.

Она способна на своих хрупких плечах вытащить такую махину, как Цветаева.

Виктория Исакова в фильме «Зеркала»

«Восьмерка» (2013)

Имя Алексея Учителя в титрах могло бы отпугнуть массового зрителя. Все-таки этот режиссер снимает сложное кино. Но в данном случае в «Восьмерке» найден удивительный баланс содержания и формы. Глубокий смысл облачен в зрелищный фильм, который покажется интересным широкому кругу зрителей, а не только любителям интеллектуального кино.

Тут и конфликт бандитов и спецназа, и любовная линия, и социальная драма. В общем, боевик со смыслом. Кажется, такие могут снимать только в России.

Артур Смольянинов в фильме «Восьмерка»

«Велкам хом» (2013)

Тема иммиграции в настоящее время актуальна как никогда. Но, как правило, режиссеры предлагают смотреть на это явление как на полную безнадегу. Без бокала бордо за просмотр браться совсем не хочется.

У «Велкам хом» в этом плане все порядке. Совершенно безвыходные жизненные ситуации герои решают с чувством юмора. Жанр трагикомедии выдержан идеально.

«Дубровский» (2014)

Стойкое убеждение российского зрителя, что современным отечественным режиссерам снимать новые версии классики нашей литературы строго воспрещено, разобьется о рифы пронзительного фильма Александра Вартанова и Кирилла Михановского. Они с чувством, толком и расстановкой переложили хрестоматийный сюжет на современный лад и сняли качественное и захватывающее кино. Есть на что посмотреть и над чем поразмыслить.

И не остается неловкого ощущения за режиссеров, которые покусились на великое и не потянули. Кино достойное. Оттого «Дубровский» и попал в наш список нетривиального современного российского кино.

  Данила Козловский в фильме «Дубровский»

 «Я не вернусь» (2014)

Вообще называть фильм российским не совсем корректно. Все-таки это совместное производство Казахстана, России, Эстонии, Финляндии и Беларуси. Тем не менее «Я не вернусь» практически уникальный (во всяком случае точно редкий) случай хорошей копродукции. Эстонский режиссер Ильмар Рааг дебютирует в русском кино.

Поэтому артхаус приятно удивляет отсутствием лютой мрачности. Грусть тут, несмотря на все трагические события в жизни главной героини, скорее, светлая. 

Полина Пушкарук в фильме  «Я не вернусь»

«9 дней и одно утро» (2014)

Главную роль сыграла легендарная актриса Светлана Тома — звезда фильма Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Она работала с Владимиром Венгеровым, Яном Фридом, Павлом Чухраем, Владимиром Басовым, Рустамом Ибрагимбековым, а последние пять лет не появлялась в большом кино. У режиссера Веры Сторожевой актриса снимается уже второй раз.

Как и в сериале «Развод», в полнометражном фильме «9 дней и одно утро» у Светланы Тома одна из ведущих женских ролей. Картина о возвращении и нелюбви, о детских домах и детях, которые там вырастают, о жизни в глубинке. Анна — парижская фотомодель, лицо известной косметической фирмы — с благотворительной акцией приезжает в старинный русский город.

Здесь прошло ее детдомовское детство. Много лет назад Анну удочерила супружеская пара из Франции — жизнь девушки, казалось бы, устроилась благополучно. Но за девять дней в родных местах Анне предстоит узнать тайну своей настоящей семьи и найти себя… Есть над чем задуматься, и есть от чего заболеть душе. 

Светлана Тома в фильме «9 дней и одно утро»

ОЧЕНЬ КЛАССНЫЙ ФИЛЬМ! “ОТМОРОЗОК 5“ РОССИЙСКИЕ БОЕВИКИ 2018

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: