«Метод»: он пугает, а мне не страшно

«Метод»: он пугает, а мне не страшно

Спродюсированный Александром Цекало и срежиссированный Юрием Быковым 16-серийный психологический триллер с Константином Хабенским в роли маньяка, который уничтожает других маньяков, сравнений с американским «Декстером», конечно, не избежит. Но в российском сериале, во-первых, есть любовная линия, чего нет в зарубежном. Во-вторых, главный герой все-таки погибает.

Ну и наконец, действие разворачивается не на фоне жизнерадостных калифорнийских пальм, а в суровых реалиях средней полосы России. В общем, создатели утверждают, что «Метод» вполне себе оригинальный продукт. Пусть будет так.

Отбросим сравнения с «Декстером» и поговорим, собственно, о самом «Методе». 

Итак, главный герой Родин Меглин (Константин Хабенский) — загадочный и скрытный следователь-одиночка с невероятной раскрываемостью дел разнообразных маньяков. Каков его метод, никто не знает. Главная героиня Есеня (актриса Паулина Андреева, которую телезрители могут помнить по эпизодической роли в сериале «Оттепель» и саундтреку к нему: именно Андреева исполнила одноименную композицию) хочет по окончании института работать с Родионом Меглиным.

Попав к нему в стажеры, она начинает понимать, что суть метода в том, что Меглин — сам маньяк. И он их чувствует. Ему разрешено ликвидировать одних, другим сохранять жизнь и присматривать за ними.

Любовь, которой не суждено случиться, на фоне ужасающих преступлений самых страшных маньяков последних десятилетий в нашей стране.

В погоне за неприкрытой, честной картиной ужасающих дел настоящих преступников, которые всегда среди нас, утеряна главная составляющая триллера — чувство ожидания каких-то важных событий, волнения за героев, желание распутать головоломку чужих тайн, фобий, понять мотивы выплеска бессознательной энергии и прочее. В «Методе» зрителя методично пугают, причем всеми средствами: тревожная музыка, частая смена кадров, подрагивание картинки, нарочито громкие звуки, множество раз повторяющийся ор персонажей, жесткие методы воздействия главного сыщика на свою подчиненную, да и на свидетелей по делу, чередой сменяющиеся крупные планы (в основном карих глаз, вишневых губ с сеточкой морщинок, ослепительно белых, но и желто-корявых зубов героев), ненужный накал волнения, когда, к примеру, героиня Паулины Андреевой, постоянно оглядывается с озабоченной гримасой, но ничто по сюжету ей не угрожает. Все это брызжет в экран с патологической энергией маньяка, желающего задушить, прикончить свою жертву, в данном случае с экрана телевизора.

Непонятна роль вводных героев: для зрителя они повисают в каком-то мороке нагромождений из прошлой жизни главного героя, его пристрастия к умышленной лжи и каких-то мытарств его души, которую он эпизодически лечит медикаментозно, принимая сильнодействующие препараты и алкоголь совершенно широкого спектра и в любых количествах.

Как зритель весь сеанс ты банально пытаешься понять, что, собственно, происходит, кто все эти люди и к чему бы все это. Ждешь, ну вот, наконец-то, сейчас будет диалог главных героев, и станет ясно, но… Видишь лишь бьющегося в припадке истерики персонажа Константина Хабенского и старающуюся прийти к нему на помощь напарницу в струях дождя и под усиленный аккомпанемент озвучки.

Случается, в киношных маньяков влюбляются, взять хотя бы обаятельного Декстера Моргана, но здесь явно не тот вариант. Щуплый в плечах, на которых повис невнятного цвета плащик, следователь Родион в одном эпизоде успевает насильно скрутить девушку, отключить защитника-мужа и практически единым махом вырубить двух полицейских! И это при том, что, как мы помним, руки у него очень сильно трясутся и он впадает в бессознательные состояния, а вернее, галлюцинирует.

Визуальный образ не ложится как цельный: раздвоенный болтающийся галстук, бессменная кепка, старый «мерседес», портсигар с коллекцией самых разных сигарет — всё как-то неправдоподобно. Все время, пока смотрела, я мысленно переодевала и героиню Паулины Андреевой — настолько не вязался гардероб к образу. Зачем все эти непонятные юбки, сковывающие движения и удлиняющие и без того ее стройную, вытянутую фигуру?

Ощущение придуманного, прописанного не отпускает. Плюс набор сакраментальных фраз, из которых запомнились: «Если идешь по следам убийцы, ты уже отстал»; «Школа как цирк: раз пришел — всю жизнь под куполом»; «Всем двойка!», опять же не могу сказать, что все они пришлись к месту. Наоборот, прямо чувствуешь, как их планировали, обсуждали в процессе создания.

О жестокости по отношению к женщинам и особенно к детям напишут просто гору критики, это понятно. И хотя жанр триллера предполагает такие вещи, но все же очень важный момент, как это обыграно в общей истории, с какой визуальной подачей, с каким проецированием на зрительскую психику, и главное — оправданно ли? Серию с детским удушением смотреть было реально невозможно, а пересмотрела я немало в этом жанре (кому надо — вышлю списком). Зрители активно покидали зал с такими комментариями: «Не выдержала просто»; «Не могу больше» и т. д.

Закрытая премьера состоялась — теперь черед за телевизионной, но что-то мне подсказывает, что и эта премьера станет закрытой. Для себя лично я закрыла историю с «Методом».

Марго Дерзкая

ЧАРЛИ, ЧАРЛИ, ЗДЕСЬ ЛИ ТЫ? 0_0

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: