Кто там? «мосгаз»

Кто там? «мосгаз»

Доброго вам здоровья и крепких нервов, терпеливые телезрители! На этой недели хоррор с саспенсом приковали нас к диванам в закатные часы. Первый канал, закрепляя успех предыдущей недели, хитом которой стал сериал «Палач», напомнил нам о первой части ретро-трилогии с хлестким названием «Мосгаз», вышедшей на экраны в 2012 году.

Логика столь изящного программирования не слишком понятна. «Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот, задом наперед». Сквозные герои, сюжетные линии, развивающиеся отношения — все берет начало из «Мосгаза»: от вечного противостояния майора (Юрий Тарасов) и капитана (Андрей Смоляков) до лирической линии главного героя. Если все же десерт не есть перед супом, а начать знакомство с триптихом с «Мосгаза», то многие характеры в «Палаче» приобрели бы необходимую объемность, а недоуменные вопросы о персонажах Чурсина и Ходченковой снялись бы сами собой.

«Мосгаз» хорош по многим статьям. Жутковатый флер потрясшей страну истории с первым серийным маньяком закрепился в подкорке нескольких поколений — этой историей пугали детей, запрещая открывать двери посторонним. За неимением интернета история обрастала чудовищными домыслами и передавалась из уст в уста наподобие городского фольклора.

Так что само название — прекрасный маркетинговый ход, который безошибочно собрал у экранов огромную аудиторию. Правда, к давней истории нас отсылает лишь первый эпизод фильма: все последующие убийства к «газификации» отношения уже не имеют. Сценарий Зои Кудри, оттолкнувшись от раскрученного архетипа, начинает свой причудливый путь.

Немного социальной драмы — первые ростки капитализма в виде цеховиков, сбывающих излишки товара, немного политики — Никита Сергеевич Хрущев (Сергей Лосев), поносящий выставку авангардистов и берущий под свой контроль дело о серийном убийце. (Кстати, в «Палаче» опереточный Брежнев также лично курирует порученное Смолякову расследование. Кто вызовет его на ковер в следующей части трилогии — страшно подумать.

Один острослов заметил, что так ненавязчиво юное поколение знакомят с политической историей страны и ее руководством, а то скоро поколение гаджетов будет думать, что Ленин — брат Лены Лениной). Немного о художественно-театрально-богемной жизни Москвы 60-х с ностальгически очаровательными нарядами, немного мелодраматических коллизий — и все это на фоне затянувшихся поисков убийцы.

Сериал получился напряженный, смотрится на одном дыхании, прекрасные актерские работы, диалоги не проседают, картинка сочная, музыка зловещая градус нагоняет, съемки рапидные заставляют сжиматься от ужаса… И что в итоге? Маньяк с прекрасным лицом и неплохими артистическими данными — вовсе не маньяк, а циничный гражданин с банальным желанием денег для комфортного проживания на Западе. И вся эта череда алогичных убийств — лишь путь к чужому богатству.

Правда, как он прознал про него, остается загадкой. Как, впрочем, и излишнее количество жертв, не имеющих отношения к предмету вожделения..

По поводу клада — запутанная история с общаком цеховиков немного надумана. Первые цеховики как раз и появились в начале 60-х. А отец Стаса Шелеста по сюжету расстрелян много лет назад. Нестыковочка.

И что за общак такой у бизнесменов-портных? Воровской — это понятно: скидываются уголовники, чтобы оплачивать адвокатов, помогать бывшим заключенным, подкупать должностных лиц, наконец. Тут же — совершенно непонятно зачем — бизнесмены замораживают капитал (лежит 10 лет на даче). Да и сообщества цеховиков как такового не существовало в природе.

Отдельные «бизнесы» друг с другом никогда не соприкасались и общей «кубышки» не имели. Заначка репрессированного отца теоретически могла быть, однако вряд ли, конечно, в таких объемах. Но некий общак?

Капитал оборота требует — это аксиома любой экономической теории… Тут с главной идеей и мотивом преступления явно перемудрили. 

Так что на одной чаше весов блестящие актерские работы и динамично-интригующий сюжет, а на другой — попытка написать свою, не всегда логичную историю для развлечения почтеннейшей публики, прикрывшись известностью громкого архивного дела, по сути, взяв из него лишь леденящее кровь слово «Мосгаз».

Ксения Маевская

Легенды преступного мира. В главной роли Мосгаз

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: