Календарь сплетника: 11 работ питера гринуэя
Сегодня Питеру Гринуэю исполняется 73 года. Вспоминаем 11 главных фильмов крупнейшего философа от кино.
Когда ему было 12 лет, он решил стать художником и поступил Уолтемстоуский колледж искусств. Его картины были выставлены в Галерее лордов, во Дворце Фортуни в Венеции, в Галерее Джоана Миро в Барселоне, в Музее Бойманс-ванБейнинген в Роттердаме и даже в Лувре. Но со временем он все более и более увлекался кино…
Творческий путь Гринуэя — это постоянный поиск нового киноязыка. И поиск вполне успешный. В 1960-х он начал снимать свои первые короткометражки. Широкого успеха он добился к началу 1980-х. В 1982-м он снял фильм Контракт рисовальщика.
Замысел ленты родился, когда он отдыхал на вилле друга, пытался работать над эскизами, но ему постоянно мешали бытовые заботы.
Кадр из фильма Контракт рисовальщика
На создание картины Зед и два нуля Гринуэя вдохновила его поездка по миру: он побывал во множестве зоопарков и сочинил сюжет ленты о двух братьях-зоологах, у которых погибли жены.
Кадр из фильма Зед и два нуля
В 1987-м лента Гринуэя впервые участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля. Это была картина Живот архитектора. И вновь в основу ленты легли переживания самого режиссера. Во время своего визита в Рим он мучился болями в животе.
К этому нехитрому сюжету Гринуэй добавил экзистенциальные мучения главного героя, и вновь появился странный и удивительный фильм.
Кадр из фильма Живот архитектора
В следующем году Гринуэй уже получил Приз за художественный вклад. Эту награду ему принес Отсчет утопленников. В нем режиссер спрятал все числа от 1 до 100.
А в комнатах героев-мужчин по 100 предметов на С (от имени Смат) и на М (Маджетт).
Кадр из фильма Отсчет утопленников
В 1989-м вышла лента Повар, вор, его жена и любовник. Как обычно, однозначно определить жанр ленты знаменитого валлийца нельзя. Но ближе всего Повар… к криминальной драме.
Картина по-настоящему страшная… Так что неудивительно, что она открывается словами самого автора:
Этот фильм посвящается всем тем, кого я ненавижу.
Кадр из фильма Повар, вор, его жена и любовник
В 1991-м Гринуэй исполнил мечту великого британского актера Джона Гилгуда. Всю жизнь он хотел исполнить роль Просперо из последней пьесы Шекспира Буря. И Питер дал ему такую возможность — пусть не в театре, но в кино. Режиссер вместе с исполнителем главной роли создали сложнейшую картину о крахе цивилизации, наполненную многослойными визуальными образами и метафорами.
Лента Книги Просперо участвовала в конкурсе Венецианского кинофестиваля. Но этот фильм сложнее так называемого фестивального кино, она слишком трудна для восприятия, так что ничего удивительного, что Гринуэй покинул Венецию без призов.
Кадр из фильма Книги Просперо
В 1993-м вышла лента Дитя Макона — зрители наблюдают, как на подмостках разворачивается удивительная история: уродливая женщина в страшные времена родила прекрасного ребенка… Все вокруг восприняли это как чудо — тем более, что ее дочь сказала, что малыш родился у нее в результате непорочного зачатия. Но страшные заблуждения привели к трагедии.
Кадр из фильма Дитя Макона
В 1999-м работа Гринуэя 8 1/2 женщин отправилась в Канны, но осталась без приза. История у Гринуэя вновь получилось шокирующая: отец и сын, как-то вдохновившись фильмом Феллини, решили создать свой собственный гарем. Но отец умер, и сын остался наедине с гаремом, половинкой женщины и состоянием.
Кадр из фильма 8 1/2 женщин
Одним из главных проектов начала 2000-х для Гринуэя стали Чемоданы Тульса Люпера. Первоначально в него должны были войти три фильма, 16-серийный сериал, 92 DVD-диска, сайт, диски с музыкой, а также кники. В итоге все ограничилось несколькими полнометражными картинами и книгами.
Фильмы Гринуэй смонтировал в целое мультимедийное многочасовое приключение, которое возил по миру.
Кадр из первой части Чемоданов Тульса Люпера
В 2007-м Гринуэй взялся за исследование одного из главных шедевров Рембрандта Ночной дозор (именно так обычно называют
полотно Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга). Вернее, режиссера в целом заинтересовала загадочная судьба художника, просто он взглянул на нее через призму этой картины. Фильм Тайны Ночного дозора удостоился двух наград в Венеции.
Кадр из фильма Тайны Ночного дозора
Совсем недавно в Берлине в рамках международного кинофестиваля состоялась премьера новой работы Гринуэя — Эйзенштейн в Гуанахуато. Режиссер решил рассказать свою версию истории путешествия своего предшественника и коллеги Сергея Эйзенштейна в Мексику. Это 10 дней, которые потрясли мир — внутренний мир Эйзенштейна, а значит, и кинокультуры начала века.
Кадр из фильма Эйзенштейн в Гуанахуато
Впереди у Гринуэя еще немало планов — в графике режиссера два проекта. В том числе, еще один фильм по биографии Сергея Эйзенштейна. Что ж, ждем — наверняка они вновь станут творческим откровением для многих зрителей.