«Хождение по мукам»: как актеры справились с ролями и чем новая экранизация отличается от прошлых

100-летие Октябрьской революции стало мощным стимулом для отечественного телепроизводства. Чуть ли не каждую неделю каналы выдают заметные проекты, снятые к знаковой дате. Однако экранизацию романа Алексея Толстого «Хождение по мукам» зрители ждут с особенным трепетом. Во-первых, в основе – действительно грандиозная литература. Во-вторых, многим интересно сравнить сериал Константина Худякова с фильмами 1957-го, а особенно 1977 года.

В-третьих, в сериале НТВ заявлены интересные и даже модные актеры. Справятся ли они с классическим текстом? Журналистам уже показали первые две серии проекта НТВ – спешим поделиться своими впечатлениями.

Сюжет

Для тех, кто не читал роман и не видел предыдущие телеверсии, в двух словах – о чем произведение. 1914-й год. Сестры Булавины, дочери самарского врача, живут в Петербурге. Катя замужем за преуспевающим адвокатом Смоковниковым, которого не любит и которому давно изменяет. Борясь со скукой, она устраивает в своем доме салон, в котором принимает модных молодых литераторов и художников.

Даша – курсистка. Она учится на юридическом факультете и жадно впитывает революционную атмосферу – все эти споры футуристов, декларации об эмансипации и свободной любви, – чтобы понять, отзывается ли на них ее сердце. Обе женщины увлечены поэтом Бессоновым. Катя преуспевает в этом деле – в результате ее брак трещит по швам, и она отправляется залечивать душевные раны в Париже. Ее муж приходит в себя в Крыму.

А Даша  возвращается к отцу в Самару. В жизни сестер появляются новые мужчины: Даша влюбляется в инженера Телегина, Катя крутит на курорте роман с поручиком Жадовым, но мелкие интрижки предваряет главную встречу ее жизни – с офицером Рощиным. Все это происходит на фоне начавшейся Первой мировой войны.

Телегин отправляется на фронт и пропадает без вести… Героям предстоит через многое пройти, многое осознать и сильно измениться.

«Хождение по мукам»: как актеры справились с ролями и чем новая экранизация отличается от прошлых

Андрей Мерзликин в роли поручика Жадова

Роман «Хождение по мукам», по сути, посвящен духовным исканиям и метаниям русской интеллигенции, к коей Алексей Толстой, конечно, относил и себя. Свою трилогию («Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро») он начинал писать в эмиграции, поэтому первая часть романа пронизана ностальгией по Родине. Заканчивал книгу он уже в СССР во время начавшейся Великой Отечественной войны.

В 1943 году был удостоен Сталинской премией: получил 100 тысяч рублей (15 млн рублей на сегодняшние деньги), которые тут же отдал на производство танка «Грозный».

К какому лагерю примкнуть, чью позицию занять – красных или белых? Над этими вопросами мучительно размышлял не только Толстой, но и его герои. В романе показана даже идеологическая конфронтация в одной отдельно взятой семье Булавиных.

Появляются в этой истории и реальные персонажи: Керенский, Корнилов, Буденный, батька Махно (его в сериале второй раз в своей жизни играет Евгений Стычкин). В общем, зрителя ждет удивительная, как это принято сейчас говорить, лихо закрученная «лав-стори» на фоне эпохальных мировых событий.

Ожившие страницы книги

Подобно тому, как театр начинается с вешалки, так и фильм начинается с титров. В сериале 1977 года режиссера Василия Ордынского, который считается эталонным, на первых минутах зрителю показывали гравюры с изображением старого Петербурга, кто-то за кадром экзальтированно читал стихи, и только потом появлялась в кадре Даша. Город, живущий ожиданием «грозы», был одним из главных действующих лиц.

«Хождение» Константина Худякова начинается так: камера фиксирует героев (кого где – в саду, на велосипеде), и тут же картинка застывает, превращаясь в книжную страничку. Так нам сразу дают понять, что авторы сериала с пиететом относятся к литературному первоисточнику.

Кадр из сериала «Хождение по мукам»

Роман Толстого – густонаселенный, подробный – и впрямь кропотливо проработан в сериале НТВ. Где-то его подсократили, а где-то актуализировали. Например, когда некоторые герои рассуждают о надвигающейся революции, кажется, будто ты слушаешь спор сегодняшних либералов и патриотов.

Одни герои требуют смены власти любой ценой и желают России ослабнуть и проиграть в противостоянии с Западом. Другие ратуют за сильную и великую страну, но без царя.

Комментируя собственное прочтение классики, режиссер Константин Худяков не скрывает, что пытался приблизить ее к нашим дням: «Герои постоянно находятся в экстремальной ситуации бесконечного выбора. Это рифмуется с нашей сегодняшней жизнью. Спокойное существование в советском государстве закончилось, и теперь люди должны принимать решения, должны совершать поступки. Странное революционное время тоже заставляло людей менять стереотипные ходы жизни на новые, свежие, неожиданные и рискованные…»

Кто есть кто

Чтобы посильнее срифмовать роман с нашей жизнью Константин Худяков пригласил в фильм актеров с очень сегодняшними лицами. В экранизации 1957 года все персонажи – Катя (Руфина Нифонтова), Даша (Нина Веселовская), Вадим Рощин (Николай Гриценко), Иван Телегин (Вадим Медведев) выглядили взрослыми, сформировавшимися людьми.

В телеверсии 1977 года сестер Булавиных играли молоденькие Ирина Алферова и Светлана Пенкина – дебютантки, невероятно породистые красавицы, обладающие врожденным аристократизмом. Даша (Алферова) была резка и прямолинейна, скучающая богиня Катя (Пенкина) – женственна и чувственна. Они довольно анемично существовали в кадре, что подчеркивало их задумчивость и склонность к рефлексиям.

Анна Чиповская в роли Даши

В нынешней телеверсии героини гораздо витальней. Анна Чиповская играет Дашу-пацанку: она подвижна, озорна, кокетлива. Катя в изображении Юлии Снигирь – страстная натура, ищущая любви. В кадре актрисы действительно выглядят сестрами: они похожи. А уж уступают ли они в красоте и таланте Алферовой и Пенкиной – решит зритель. Женщинам будет на что полюбоваться и чему позавидовать: наряды и украшения у сестер – загляденье. Одни огромные изумруды в ушах Снигирь чего стоят!

Для сестер было пошито 40 костюмов, некоторые из них сейчас выставлены в Историческом музее.

Стоит отметить и еще одну женскую роль – Светланы Ходченковой, сыгравшей революционерку Елизавету Расторгуеву. Героиня безответно влюблена в инженера Ивана Телегина, квартиру которого она арендует вместе с компанией распущенных футуристов. Елизавета свободно рассуждает о плотских удовольствиях и готова от слов перейти к делу, она резка и напориста.

Инна Гулая, игравшая в советском сериале, пардон за прямоту, походила на бабу на чайнике, которая то и дело норовила куда-то завалиться. Светлане Ходченковой удалось передать и комичность, и трагичность персонажа – простой недолюбленной девчонки, потому агрессивной и закомплексованной.

Объекта ее вожделения Ивана Телегина, который с первого взгляда влюбляется в Дашу, играет Леонид Бичевин. Актер, недавно прогремевший в ситкоме «Адаптация» ролью американского шпиона, внедренного в «Газпром», конечно, сильно рисковал, согласившись сниматься в «Хождении по мукам». Во-первых, слишком уж ярким у него получился шпион. Во-вторых, те, кто помнят сериал 1977 года, полюбили Соломина в роли Телегина.

Впрочем, Юрию Мефодиевичу на момент окончания работы над фильмом (а телесериал снимался аж семь лет!) было 42 года – опыт читался в глазах. А Бечевин близок к литературному герою: он молод, робок, застенчив. Кроме того, у него явная химия с Чиповской, по крайней мере в кадре.

Юлия Снигирь в роли Кати

Как мы уже упоминали, сестры Булавины поначалу обе влюбляются в циничного поэта Бессонова. Толстой, выписывая этот образ, имел в виду Александра Блока, над которым он изрядно поиздевался: романтические кудри, горящий взор, энергичные стихи – и эгоизм, граничащий с бесчувственностью и даже непорядочностью. В экранизации 1977 года Бессонова играл харизматичный Михаил Козаков, который все-таки показал человека, страдающего от своей испорченной натуры.

В сериале Худякова Бессонова играет Антон Шагин. Длинные пегие волосы, красный бархатный халат – он сильно смахивает не на Блока, а на одного сегодняшнего известного художника, и смотрится, скорее, комично.

Улыбнется зритель, и глядя на мужа Кати – знаменитого адвоката Никола Ивановича Смоковникова. Алексей Колган в этой роли опереточно блистателен.

Из каждого своего появления в кадре он устраивает бенефис: демагог, любящий философствовать к месту и не к месту, давно не любимый рогатый муж, эпикуреец, обожающий вкусную еду и алкоголь прямо с утра, и вместе с тем человек беззлобный и даже отзывчивый… Глядя на такого душку, сегодняшние охотницы за состояниями вряд ли поймут Катю с ее поисками любви на стороне. Еще одного ее мужчину – поручика Жадова – сыграл Андрей Мерзликин. Пошлый и вместе с тем трепетно влюбленный, он совсем не похож на горячего, даже одержимого героя Александра Лазарева в советской экранизации.

Царского офицера Вадима Рощина, ставшего главным мужчиной в жизни Кати, сыграл Павел Трубинер. Не помешают ли ему предыдущие роли мерзких кагэбэшников и врачей – увидим. В версии Василия Ордынского блистал Михаил Ножкин: играл мрачно, с внутренним надрывом – и все телезрительницы СССР влюбились в него.

Павел Трубинер в роли Вадима Рощина

«Как он порохом пропах»

Конечно, большинство зрителей, особенно женщины, будут следить за романтическими перипетиями этой истории, ведь герои действительно будут долго «ходить по мукам», терять и искать друг друга, прежде чем обретут счастье. Однако не стоит забывать, что роман Толстого все-таки посвящен и революции, а также Первой мировой и гражданской войнам. Вчерашние мальчики попадают на фронт, а потом умирают в госпитале от гангрены – это ли не ужас?!

Революция, которую многие ждут и приветствуют, оборачивается провокациями, случайными смертями, погромами, разрухой… Гражданская война, в которой брат пойдет на брата… Режиссер пытается донести до зрителя мысль о том, как все это страшно. Как все это надолго отодвигает людей от их мечтаний, целей, желаний… «Стабильность – это хорошо!» – на первых минутах сериала говорит адвокат Смоковников, и зритель, вероятно, должен отнести эту фразу на счет сегодняшних наших реалий.

Воссоздавать ужасы войны на экране было трудно. По словам Константина Худякова, на съемках было сожжено 1200 покрышек, на лица актеров наносились килограммы грима, изображавшего гарь и копоть. В общем, война с революцией оказались грязным и дурно пахнущим делом в прямом смысле. Батальные сцены в сериале впечатляют.

Оно и понятно: в качестве массовки выступали служащие Росгвардии.

Кстати, съемки велись в Ставропольском крае, Риге, Москве и Петербурге. Картинка получилась красивой. Может быть, по детальной декорированности она и уступает сериалу 1977 года – там многие минуты экранного времени зрителю предлагали любоваться винтовыми лестницами, коваными перилами, лепниной на потолке, фарфоровыми статуэтками, – зато по темпоритму и закрученности сюжета сериал НТВ превосходит советскую версию.

Экранизация Василия Ордынского была очень медленной и декадентской, она совсем не рифмовалась с советскими реалиями. Зато в героев-красавцев влюбилась вся страна – впечатлительные женщины даже называли своих сыновей Вадимами. Не рискнем утверждать, что после показа «Хождений по мукам» НТВ, в стране станет больше Кать, Даш и Иванов, но то, что темы, поднятые в проекте, весьма актуальны для всех нас, и то, что сериал будет обсуждаться, гарантируем.

Илона Егиазарова

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: