«Департамент» на первом начинает и выигрывает

«Департамент» на первом начинает и выигрывает

Доброго здравия вам, дорогие телезрители!

На этот раз, похоже, уберу я свои иголки и втяну острые когти, поскольку бесспорным фаворитом недели стал остросюжетный «Департамент» на Первом. Редкий случай, когда я — с большинством, несмотря на набивший оскомину криминальный жанр, явную ориентацию на мужскую аудиторию и привычный показ с понедельника по четверг, когда в угоду хронометражу изнываешь от пейзажно-вокальных длиннот и клюквенного сиропа необязательных диалогов.

Милицейский детектив со времен первой «Улицы разбитых фонарей» до нынешнего долгоиграющего «Следа» — золотая жила и нефтяная скважина российского кинематографа и телепространства. С разной степенью таланта и усердия создаются детективы для развлечения почтеннейшей публики согласно ориентации ТВ-каналов. НТВ лидирует по количеству мордобоя и сленга на квадратный метр, «Россия» делает акцент на мелодекламацию, Пятый упорно идет по «Следу», количеством затмевая даже бразильскую многосерийность.

Ждать  шедевров я давно отчаялась, поскольку не всегда удается идти в ногу с широкими народными массами и носить челочку, как у Петра Сергеича, да и к рекламе у меня стойкий иммунитет.

Каждый канал ориентируется на свою целевую группу, рисует, так сказать, собирательный портрет аудитории, где нос от меня, а челочка — от Петра Сергеича из соседнего дома. И в итоге получается образ среднестатистического телезрителя (пол-возраст-образование-профессия-хобби), которому вечерний пирожок покажется максимально съедобным. Кто-то взрыднет над «Дурной кровью», кому-то душу тронет «Глухарь», а кому-то и «Зона».

И чем точнее холодный расчет, тем выше бездушный рейтинг. И, соответственно, что? Правильно, больше рекламы, которую мы, не успев отскочить от внезапно заголосившего телевизора, примем вовнутрь помимо нашего желания.

Поэтому ждать шедевров от столь высокотехнологичной субстанции я давно отчаялась, поскольку не всегда удается идти в ногу с широкими народными массами и носить челочку, как у Петра Сергеича, да и к рекламе у меня стойкий иммунитет. 

Сериал «Дурная кровь»: кое-что о кровосмешении

Но Первый — он потому и Первый, что может позволить себе исключения из правил. Огорошит вдруг «Оттепелью» или парфеновским документальным фильмом, оглушит так, что и на супердышащие подгузники не чертыхнешься, боясь оторваться от экрана.

«Департамент» — из той же обоймы непременных «маст хэв», вернее, «маст си». Пожалуй, после «Ментовских войн» (которые я поначалу обошла вниманием из-за названия, а потом наверстывала упущенное на торрентах) ни один милицейский сериал не дотянулся до планки этого добротного, крепко скроенного кино. «Департамент», на мой взгляд,  замахнулся на Вильяма нашего Шекспира и встал вровень, дыша в спину.

Пытаюсь ответить себе на вопрос: в чем магия? Отличный кастинг? Звездные имена? Умеющий одними глазами сыграть любую эмоцию Сергей Газаров, Шэрон Стоун нашего кино Виктория Толстоганова, пронзительно умный Андрей Соколов, тонкая и беспафосная  Дарья Мороз, завораживающий декадентской фактурой Сергей Угрюмов, неожиданный Михаил Трухин, яркий Тимофей Трибунцев, многослойный Сергей Чирков, недооцененный Павел Майков? Достойные актеры, не раз встреченные на сериальных просторах.

Но здесь  они выступают таким слаженным ансамблем, симфоническим оркестром, настолько органичны и уместны в каждой мизансцене, так интересны в трактовке образов своих героев, что невозможно оторваться от их лиц — хочется следить за мимикой, интонациями и тембром голоса не меньше, чем за развитием сюжета.

Отдельное браво  Семену Шкаликову, который внешне немного схож и с Высоцким, и с Авериным. Он больше известен по театральным ролям, но как-то даже через экран чувствуются харизма и глубина неординарного актерского таланта. Редкое свойство — актер умеет молчать в кадре, думать и размышлять, а не только красиво нестись на мотоцикле и дробить кулаками зубы разнообразных злодеев.

Похвалы актерам можно множить до бесконечности: в  «Департаменте» нет схематичных злодеев и розовых ангелов (исключение, пожалуй, сделано для жены Саши, но она так прелестно схожа со  Светланой Ходченковой, что ее безгрешность и зефирность вполне уместны в качестве тихой гавани для главного героя). Сериал получился по-хорошему мужской, но с каплей лирики — целевая аудитория подгузников тоже не должна скучать.

Я уже забыла, когда в сериалах так трепетно относились к выставлению света в кадре, так чутко всматривались в нюансы мимики актеров, так толково оперировали музыкой и шумами. 

Завороженная зрелищем, плотностью сценария, точной и небанальной операторской работой, внятными диалогами и жесткой режиссерской хваткой, я стала искать, откуда же ноги растут. Откуда спустились эти марсиане и где они отсиживались раньше? У сценариста «Департамента» Алексея Пояркова в анамнезе «Ликвидация» — уровень понятен.

Режиссеры Армен Арутюнян-Елецкий, Михаил Жерневский и Станислав Мареев тоже не новички: натренировались на «Морских дьяволах», многочисленных «Литейных», «Знаках судьбы» и непременном «Следе». Творческий путь операторов Михаила Милашина и Ильи Бойко короче, поэтому, наверное, и взгляд свежий, и манера современная. Крупные планы завораживают, изображение объемное, ракурсы выверенные.

И речь — словно мимо микрофона, как в фильмах Германа: живая, одушевленная, не всегда разборчивая, на что целевая аудитория уже попеняла звукорежиссеру. Привыкли мы к разжеванному и протертому, а здесь куски крупные, сочные — отлучился за бутербродами, и всё, не знаешь, кто такой Лосёнок. Я уже забыла, когда в сериалах так трепетно относились к выставлению света в кадре, так чутко всматривались в нюансы мимики актеров, так толково оперировали музыкой и шумами.

Восторг от профессионализма полный. Именно от командного профессионализма, который держит зрителя в напряжении весь фильм.

Сюжетные линии пересказывать смысла нет: пусть дотошный зритель сам следит за интригой. Но уже по первым сериям можно заключить, что на консультантах не экономили, диалоги писали не на коленке, с актерами работали, а не снимали с колес. И если до ожидаемого рейтинга не дотянут, то не их, творцов, это вина, а наша с вами привычка довольствоваться понятной и необременительной тележвачкой, которая портит желудки и размягчает мозги.

В филармонию после группы «Воровайки» не всякого заманишь.

Ксения Маевская

+100500 — Передёргивание На Первом

Темы которые будут Вам интересны:

Читайте также: